18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наша египтомания, тайная и явная, оставила зримый след в архитектуре

«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23. Фото: Wikimedia Commons
«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23.
Фото: Wikimedia Commons
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Увлечение эстетикой Древнего Египта началось в Европе со времени наполеоновских походов. Москву такого рода веяния тоже не обходили, что нашло отражение в архитектурно-художественном облике ряда строений

Московская застройка всегда отличалась неупорядоченностью, граничащей с хаотичностью, да и архитектурный облик города был довольно эклектичным. Наблюдательные путешественники и мемуаристы подмечали в нем ориентальные черты. Разумеется, среди многих восточных влияний есть в московской архитектуре и глубокий египетский след. Достаточно выйти на главную площадь столицы — Красную, где в пирамидальном мавзолее покоится мумия Ленина. Или если вы пойдете по Долгоруковской улице мимо зданий Стоматологического университета и посмотрите наверх, то на фасаде одного из корпусов увидите барельефы со сфинксами.

Этой теме посвящено научно-популярное и богато иллюстрированное исследование Алины Пушкаревой. Работу отличает изобилие фактического материала, который, пожалуй, нуждается в лучшей систематизации. Книга «Египетская тайнопись московской старины» состоит из 18 глав, почти все они рассказывают о каком-то сооружении, но некоторые — об элементах декора (обелиски, статуи). Затруднение состоит в том, что нет ни хронологического, ни территориального, ни именного принципа в последовательности глав. Исследовательница начинает с рассмотрения доходных домов, возведенных в эпоху модерна, но с середины книги наступает чехарда советского ампира, классицизма первой трети XIX века, русского модерна и современных построек.

Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.
Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.

Если все-таки попробовать навести мысленный порядок, то можно отметить следующее. «Московский Египет» начался после Наполеоновских войн. Самые ранние из сохранившихся проектов — оранжерея и кухня («египетский павильон») в усадьбе Кузьминки (работа Жилярди — Воронихина), Египетская столовая в усадьбе Архангельское (оформление Джузеппе Артари), лестница со сфинксами и мумиями в доме Глебовой, где ныне располагается отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина (архитектор Федор Шестаков). Алина Пушкарева склоняется к версии, что египетская мода была заимствована Москвой из работ Джованни Баттиста Пиранези, но, согласно другой версии, египетские мотивы принесены на французских штыках после экспедиции Наполеона 1798 года.

Расцвет «московского Египта» неразрывно связан с расцветом архитектурного модерна. В египетском стиле отделывали фасады доходных домов, вестибюли зданий, залы в общественных и частных домах. Элементы египетской культуры находили отражение в декоре колонн и пилястров, маскаронах, пекторалях с крылатыми символами, орнаментах (водяные лилии, лотосы, папирусы, саркофаги, псевдо­иероглифы). Ключевые «агенты египетского влияния» в среде московских зодчих — Роман Клейн, Виктор Мазырин, Федор Шехтель.

Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила. Фото: Предоставлено автором
Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила.
Фото: Предоставлено автором

Мотивы российские архитекторы чаще всего заимствовали из Франции. По мнению Алины Пушкаревой, важное значение имели труды египтолога Ашилля Присс д’Авена (1807–1879), а также оформление павильонов всемирных выставок в Париже. Хотя тогдашняя архитектурная критика довольно сурово оценивала эти «вакханалии нашего decadence и moderne, целиком и в самых плохих репродукциях перенесенного на русскую почву с запада». Например, о построенном Адольфом Эрихсоном доходном доме на Большой Дмитровке журнал «Искусство» писал в 1905 году так: «Досадно видеть, что египетский стиль, серьезный и священный от века — пересаживается на такой пошлый современный фасад».

Советские реплики египетской культуры связаны с работой учеников и ассистентов прежних архитекторов модерна, а также с возрождением в СССР имперских амбиций (обелиски около двух высотных зданий, платформа станции метрополитена «Дворец Советов», впоследствии «Кропоткинская»). Скажем, оформление бассейна лаборатории гидравлики Сельскохозяйственной академии (1927) было выполнено Карлом Гиппиусом (мастерская Романа Клейна) и Валентином Дубовским (ассистент Игнатия Нивинского) в стиле египетского храма. Заказчик, профессор Александр Милович, трактовал этот интерьер символически: «На груди сфинкса под священным жуком видно спиралеобразное движение жидкости, одинаково дающее начало развития солнечных систем и рациональных форм спиральных камер водяных турбин наших гидросиловых станций».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+