18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Наша египтомания, тайная и явная, оставила зримый след в архитектуре

«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23. Фото: Wikimedia Commons
«Египетский дом». Санкт_Петергбург, ул. Захарьевкая, 23.
Фото: Wikimedia Commons
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Увлечение эстетикой Древнего Египта началось в Европе со времени наполеоновских походов. Москву такого рода веяния тоже не обходили, что нашло отражение в архитектурно-художественном облике ряда строений

Московская застройка всегда отличалась неупорядоченностью, граничащей с хаотичностью, да и архитектурный облик города был довольно эклектичным. Наблюдательные путешественники и мемуаристы подмечали в нем ориентальные черты. Разумеется, среди многих восточных влияний есть в московской архитектуре и глубокий египетский след. Достаточно выйти на главную площадь столицы — Красную, где в пирамидальном мавзолее покоится мумия Ленина. Или если вы пойдете по Долгоруковской улице мимо зданий Стоматологического университета и посмотрите наверх, то на фасаде одного из корпусов увидите барельефы со сфинксами.

Этой теме посвящено научно-популярное и богато иллюстрированное исследование Алины Пушкаревой. Работу отличает изобилие фактического материала, который, пожалуй, нуждается в лучшей систематизации. Книга «Египетская тайнопись московской старины» состоит из 18 глав, почти все они рассказывают о каком-то сооружении, но некоторые — об элементах декора (обелиски, статуи). Затруднение состоит в том, что нет ни хронологического, ни территориального, ни именного принципа в последовательности глав. Исследовательница начинает с рассмотрения доходных домов, возведенных в эпоху модерна, но с середины книги наступает чехарда советского ампира, классицизма первой трети XIX века, русского модерна и современных построек.

Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.
Алина Пушкарева. «Египетская тайнопись московской старины. Легенды. Имена. Эпохи». М.: Издательский дом «Арт. Собрание», 2022. 340 с.: ил.

Если все-таки попробовать навести мысленный порядок, то можно отметить следующее. «Московский Египет» начался после Наполеоновских войн. Самые ранние из сохранившихся проектов — оранжерея и кухня («египетский павильон») в усадьбе Кузьминки (работа Жилярди — Воронихина), Египетская столовая в усадьбе Архангельское (оформление Джузеппе Артари), лестница со сфинксами и мумиями в доме Глебовой, где ныне располагается отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина (архитектор Федор Шестаков). Алина Пушкарева склоняется к версии, что египетская мода была заимствована Москвой из работ Джованни Баттиста Пиранези, но, согласно другой версии, египетские мотивы принесены на французских штыках после экспедиции Наполеона 1798 года.

Расцвет «московского Египта» неразрывно связан с расцветом архитектурного модерна. В египетском стиле отделывали фасады доходных домов, вестибюли зданий, залы в общественных и частных домах. Элементы египетской культуры находили отражение в декоре колонн и пилястров, маскаронах, пекторалях с крылатыми символами, орнаментах (водяные лилии, лотосы, папирусы, саркофаги, псевдо­иероглифы). Ключевые «агенты египетского влияния» в среде московских зодчих — Роман Клейн, Виктор Мазырин, Федор Шехтель.

Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила. Фото: Предоставлено автором
Египетский павильон, возведенный в усадьбе «Кузьминки» в 1820-е, стал ярким образцом ампирной моды на древние мотивы, позаимствованные с берегов Нила.
Фото: Предоставлено автором

Мотивы российские архитекторы чаще всего заимствовали из Франции. По мнению Алины Пушкаревой, важное значение имели труды египтолога Ашилля Присс д’Авена (1807–1879), а также оформление павильонов всемирных выставок в Париже. Хотя тогдашняя архитектурная критика довольно сурово оценивала эти «вакханалии нашего decadence и moderne, целиком и в самых плохих репродукциях перенесенного на русскую почву с запада». Например, о построенном Адольфом Эрихсоном доходном доме на Большой Дмитровке журнал «Искусство» писал в 1905 году так: «Досадно видеть, что египетский стиль, серьезный и священный от века — пересаживается на такой пошлый современный фасад».

Советские реплики египетской культуры связаны с работой учеников и ассистентов прежних архитекторов модерна, а также с возрождением в СССР имперских амбиций (обелиски около двух высотных зданий, платформа станции метрополитена «Дворец Советов», впоследствии «Кропоткинская»). Скажем, оформление бассейна лаборатории гидравлики Сельскохозяйственной академии (1927) было выполнено Карлом Гиппиусом (мастерская Романа Клейна) и Валентином Дубовским (ассистент Игнатия Нивинского) в стиле египетского храма. Заказчик, профессор Александр Милович, трактовал этот интерьер символически: «На груди сфинкса под священным жуком видно спиралеобразное движение жидкости, одинаково дающее начало развития солнечных систем и рациональных форм спиральных камер водяных турбин наших гидросиловых станций».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+