18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет» проходит в Новом Манеже

Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции представлены около 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний, включая многотонную гранитную голову Фердинанда Лассаля работы Виктора Синайского

Загадочное нумерологическое название выставки — «17/37. Советская скульптура. Взлет» — объясняется хронологическими рамками экспозиции, с 1917 по 1937 год. Это сложнейший период нашей истории и одновременно один из самых интересных с точки зрения изобразительного искусства. Будто лоскутное одеяло, эпоха собрана из самых разных направлений — от фрагментов уходящего модерна и элементов, свойственных процветавшему тогда на Западе ар-деко, до ершистых конструкций авангарда и идеальных тел неоклассицизма, прямо на глазах кристаллизирующегося в соцреализм. Куратор проекта Алла Есипович-Рогинская отобрала на выставку множество малоизвестных вещей и позабытых авторов, для которых проект оказался первым «выходом в свет» за многие годы.

Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

Стилистическая многоголосица вкупе с разнообразием материалов — камень, металл, древесина, керамика — и богатством сюжетов успешно переносит нас в ту эпоху, когда фантазия кипела, а идеологический порыв был свеж и искренен. Выставка, хотя на ней рассказывается и о плане монументальной пропаганды, благодаря которому города украсились дешевыми и лаконичными истуканами героев революции (хоть и ненадолго: ненадежные материалы), не целиком сконцентрирована на коммунистической тематике. Орангутаны Василия Ватагина из полированной древесины соседствуют с обнаженными женскими телами, причем как реалистическими, так и кубистическими. Впрочем, революционного много. Как же без него? Тут и предоставленный АО «Оргмонтажпроект» гигантский рельеф Исаака Менделевича «Индустрия социализма», напоминающий своей масштабностью рельефы с ассирийскими процессиями, и проект памятника «Электрификация» Василия Козлова в духе советского ар-деко, и трогательно-сусальная фарфоровая композиция «Сталин навещает в Горках больного Ленина» Исидора Фрих-Хара, и большое количество деревянных Степанов Разиных и Емельянов Пугачевых.

Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент экспозиции «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

Выставка в Новом Манеже — проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», который в этом году радует московских и петербургских зрителей чередой ярких выставок, в том числе «ДК СССР» в Большом Манеже. К участию РОСИЗО смог привлечь множество разных музеев и организаций. В частности, петербургский Государственный музей городской скульптуры даже одолжил на выставку многотонную гранитную голову Фердинанда Лассаля работы Виктора Синайского 1922 года — колосс, на который и смотреть страшно, не то что двигать. Из Государственного музея архитектуры на выставку отправился наивный раскрашенный рельеф с портретом Петра Кропоткина. Есть очень любопытные работы из частных коллекций.

Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Фото: Софья Багдасарова/TANR
Экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Единственное, что расхолаживает — дизайн выставки. Куратор-архитектор выставочного проекта Антон Горланов — тот же самый человек, который несколько лет назад наполнил выставку деревянной скульптуры «Христос в темнице» в петербургском Манеже настолько театрально-драматической светотенью, что рассмотреть экспонаты было практически невозможно. В московском Новом Манеже ситуация получше, но все равно тенденция украшать «скучную скульптуру» дешевыми эффектами полумрака налицо. К тому же экспонаты расставлены на такой высоте, что людям невысокого роста, не говоря уже о детях, не видно ничего, кроме ноздрей.

Новый Манеж
«17/37. Советская скульптура. Взлет»
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+