18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

Татьяна Маврина. «Икша». 1974. Фото: In artibus
Татьяна Маврина. «Икша». 1974.
Фото: In artibus
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

Название «От моря до моря» могло бы предвещать державно-эпическое или даже мистическое содержание выставки (поскольку это прямая цитата из библейского псалма 71), но помещенное в той же строке имя Татьяны Мавриной (1900–1993) от подобных гипотез решительно удерживает. На деле все проще: заголовок позаимствован из книги-альбома «Пути-дороги», где художница признавалась: «С малых лет мечтала быть землепроходцем — путешествовать, если не за три моря, то хотя бы от моря до моря».

Мечта отчасти сбылась, пусть даже с морями как таковыми и, тем более с заморскими землями, у Мавриной творческого романа не вышло. На протяжении всей своей долгой жизни она оставалась певцом Центральной России — сначала по преимуществу Москвы и ближнего Подмосковья, а со временем и других городов и весей. Добавим, впрочем, что интересы художницы отнюдь не всегда определялись географией: она была еще и мастером натюрморта, портрета, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. Однако на выставке в фонде In artibus именно география служит путеводной нитью.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

Экспозиция, полностью построенная на работах из частных коллекций (среди их владельцев — Инна Баженова, Михаил Сеславинский, Софья Чапкина, Александр Шелудченко и еще ряд московских собирателей), заведомо не претендует на музейную всеохватность. Зато здесь довольно много вещей, которые широкой публике почти или совсем не знакомы. Это не означает, конечно, что Маврина здесь «другая», не похожая на себя. Как раз наоборот: поклонники ее творчества обнаружат яркие образцы фирменного стиля. Только не забудем, что стиль этот менялся от десятилетия к десятилетию, так что вернее все же говорить об эволюции.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

«Московские пейзажи — самые ранние, и общим числом их набирается примерно на половину выставки, — объясняет ученый секретарь фонда In artibus Анна Корндорф. — А вот морей у нас действительно немного. Есть, в частности, вольная гуашевая копия картины Анри Матисса „Дорога вдоль моря на мыс Антиб. Большая сосна“, сделанная Мавриной в 1939 году, серия тушевых листов про Гагры начала 1930-х из коллекции Александра Балашова и еще две работы по мотивам поездки в Афины в 1976 году». Из упомянутых московских видов едва ли не самое раннее произведение в экспозиции — акварель «Трамвайное кольцо» (1929) из собрания Константина Эрнста. Этот лист экспонировался на первой выставке легендарной группы «13», в числе участников которой была и Маврина. На примере именно московских пейзажей 1920–1940-х лучше всего заметны почти подспудные изменения в манере художницы.

Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus. Фото: Ирина Полярная/In artibus
Выставка «От моря до моря» в фонде In artibus.
Фото: Ирина Полярная/In artibus

В остальном же этикеточная навигация в качестве ориентиров выдает Вологду, Вышний Волочек, Городец, Загорск (ныне — Сергиев Посад), Киржач, Кострому, Муром, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль. Большинство из этих поездок Маврина совершала уже после войны, начиная с 1950-х. Это был ее затяжной и многократный среднерусский гранд-тур — становившийся, чем дальше, тем «чудесатее», что выражалось в нарастании интенсивности цвета и усилении стилизаторских приемов. Правда, Загорск и Городец появились на ее персональной географической карте раньше, еще в начале 1940-х, став своего рода «местами силы» и важными источниками вдохновения.

Татьяна Маврина сама о себе не без иронии говорила, что с юности была «ушиблена» цветом. И эта «ушибленность» осталась с ней навсегда, лишь меняя время от времени форматы и способы своего проявления. Пожалуй, «приключения» мавринских колоритов — тема не менее занимательная, чем реальные передвижения автора в пространстве.

Фонд In artibus
«От моря до моря. Графика Татьяны Мавриной»
До 4 июня

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+