18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальные и некоторые прочие грани собирательства

Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.  Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Издание, в котором Пушкинский музей отдает дань своим дарителям, относится к жанру каталога, что не помешало Елене Долгих и Екатерине Лисицыной подробно и наглядно рассказать в нем об истории стеклянной посуды

Какие коллекции самые хрупкие? Если не брать в расчет собрания современного искусства, которые могут включать что угодно (и кровь, и бананы — в общем, материалы, крайне проблематичные в хранении), то наиболее уязвимы стекло и керамика. Поэтому, взирая на бьющиеся предметы в витринах, мы испытываем неизменный восторг, особенно когда этим вещам несколько веков. То же чувство восхищения от победы над временем посещает и при перелистывании недавно вышедшего каталога стекла из собрания Лемкулей.

«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.
«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.

Издание подготовлено и осуществлено Пушкинским музеем, где с 1996 года хранится эта коллекция, которую до 18 июня можно увидеть на выставке «Хрупкий мир коллекционеров Лемкуль». Коллекция пополнялась на гонорары мужа — крайне успешного советского иллюстратора, оформившего полторы сотни изданий, многие из которых вы наверняка помните с детства, хоть и не знаете фамилии автора. К 1990-м годам коллекция включала уже около 300 предметов. Пожилая чета была бездетной, и, когда Лемкуль заболел, его жена обратилась к Ирине Антоновой, директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предложив несколько предметов на продажу. Так завязалась дружба, в результате которой супруги приняли решение преподнести свое собрание в дар Музею личных коллекций, открывшемуся в 1994 году. Для этих вещей здесь был отведен отдельный зал.

Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но сначала музейные сотрудники несколько месяцев занимались описью и подготовкой экспонатов. Сам Федор Викторович из-за болезни уже не вставал, однако живо комментировал процесс, происходивший в квартире. А вот Екатерина Петровна принимала во всем этом самое активное участие, тем более что именно она многие годы вела картотеку семейного собрания, став настоящим экспертом по художественному стеклу. Когда 81-летний Лемкуль скончался, его вдова смогла довести все процедуры до конца; она умерла ровно через год после супруга — и через полтора месяца после открытия музейной экспозиции. По завещанию Екатерины Петровны в ГМИИ поступило еще несколько предметов, не входивших в коллекцию стекла: керамика, зеркала, мебель.

Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Нынешний каталог, составленный Еленой Долгих и Екатериной Лисицыной, документирует эту коллекцию с помощью великолепных фотографий и тщательных аннотаций. Его основная часть делится надвое — стекло зарубежное и российское. Каждый из разделов предваряется подробным очерком об истории технологий и важнейших производств. Зарубежная часть коллекции начинается с нескольких античных предметов древнеримской эпохи, но по преимуществу состоит из английских, немецких, французских и, конечно же, венецианских изделий XVIII века. Русская часть собрания сосредотачивается на том же столетии, причем, сообразно вкусам Лемкулей, то, что было «после Елизаветы», представлено уже беднее. Перед нами проходит панорама самых сложных узоров, украшающих стеклянные поверхности, — тут и гранение, и вплавление золотых нитей, и множество других технологических чудес.

Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Приложениями к каталогу служат графические листы Федора Лемкуля, ряд которых также попал в ГМИИ, обширный очерк о супругах и их разветвленном семействе, а еще опись книг из их библиотеки, посвященной теме стекла. Таким образом, превосходно изданный альбом стал своеобразным памятником донаторам музея. Его появление тем более важно сегодня по той причине, что отдел личных коллекций уже долгое время остается закрытым и своими глазами увидеть эту коллекцию пока невозможно. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+