18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люцерна и пупырник — невольные спутники первого российского императора

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Фрагменты старых растений помогли специалистам Эрмитажа при датировке кафтана Петра I. Содействие им оказали сотрудники Института имени Вавилова: по частицам семян, завалившимся за подкладку, они определили разновидности «антикварной» флоры

Участники совместного проекта Государственного Эрмитажа и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова по остаткам растений смогли уточнить дату происхождения одного из кафтанов, которые носил Петр I. Это первый опыт подобной совместной работы; ее результаты, по мнению специалистов, расширяют возможности научной реставрации.

Недавно, к 350-летию со дня рождения императора, Эрмитаж подготовил новую экспозицию в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Выставка под названием «Гардероб Петра I» представила посетителям около 300 предметов одежды — от детской рубашки царевича Петра до его последнего парадного костюма. При подготовке экспонатов к выставке реставраторы и сделали неожиданное для себя открытие.

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

«До сих пор мы ни разу в своей практике не находили остатки растений в костюмах, тем более в одежде XVIII века, — рассказала The Art Newspaper Russia Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. — Нам повезло, что этот кафтан император носил исключительно на улице, где на него и могли попасть семена. А выводы ученых-ботаников позволили аргументированно установить, когда он его носил».

Кафтан сшит из коричневого шерстяного сукна, застегивается на пуговицы, оплетенные золотной нитью и канителью. Ткань снаружи сильно потрачена молью. Внутренняя часть — подкладка из длинноворсного шелкового плюша розового цвета — сохранилась лучше. Реставраторы почистили, отмыли одеяние, удалили из ткани продукты жизнедеятельности моли. Затем покрасили сукно и укрепили ткань. «Впервые ткань этого кафтана буквально по миллиметру прощупали руками, — говорит Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Эрмитажа. — И неожиданно одна из реставраторов уколола палец какими-то колючками непонятного происхождения, застрявшими в подкладке. Это могли быть щепки, опилки. Буквально чудом крошечные колючие предметы не выбросили в мусор. Более опытные реставраторы предложили показать их эрмитажным биологам, а те уже обратились во Всероссийский институт генетических ресурсов растений».

Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

Ботаники определили, что колючки — это части семян люцерны малой, или люцерны маленькой (Medicago minima), и цепкоплодника узловатого, или пупырника узловатого (Torilis nodosa). Ареал распространения этих растений довольно широк, но они не встречаются в северной части России и Европы. Скорее всего, колючки уцепились за кафтан императора в одной из его поездок на юг России. Когда исследователи сопоставили маршруты путешествий и дневниковые записи Петра, они предположили, что семена поселились за подкладкой его одежды во время Персидского похода 1722–1723 годов. С высокой долей вероятности кафтан был сшит незадолго до того. «Эта информация важна в первую очередь для историков и искусствоведов, — считает Марина Денисова. — Она позволяет уточнять датировки, происхождение вещей. Из таких находок складывается более полная историческая картина».

Специалисты Института имени Вавилова установили, что найденные фрагменты семян, увы, нежизнеспособны. Но пообещали сотрудникам Эрмитажа вырастить аналогичные люцерну и пупырник из собственных материалов института.  

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+