18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Умер Борис Жутовский

Борис Жутовский в своей мастерской. Москва, 1977. Фото: RAAN
Борис Жутовский в своей мастерской. Москва, 1977.
Фото: RAAN

Легендарный художник Борис Жутовский, некогда раскритикованный Никитой Хрущевым на выставке художников-авангардистов в Манеже, скончался на 91-м году жизни

Художник Борис Жутовский (1932–2023) умер 8 марта. Совсем недавно, в декабре 2022 года, он отметил 90-летие. Борис Жутовский родился в 1932 году в Москве. Окончил Полиграфический институт и большую часть сознательной жизни зарабатывал на хлеб оформлением книг, которых сделал, по его собственным словам, более 2 тыc.

На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва, 1978. Фото: RAAN
На выставке Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского в Горкоме графиков. Москва, 1978.
Фото: RAAN

«Очень светлый, мудрый и веселый человек, который, дожив до своих лет, так и не стал старым», — откликнулся на его уход журналист Станислав Кучер. «Скромный, негромкий, всем необходимый, мудрец, иронический, тонкий…» — написала радиоведущая Ксения Ларина. «Он до последних дней работал и находился в отличной человеческой и профессиональной форме», — присоединил к коллегам свой голос фотограф Виктор Горячев. «Ушла очень важная часть жизни. Кровоточащий кусок. Он был безмерно богат не только талантами, но и любовным интересом к людям», — написал политик Георгий Сатаров.

Самый известный эпизод биографии Жутовского — полемика с Никитой Хрущевым на знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже в 1962 году. Художнику на тот момент было 29 лет. Хрущев его разнес в пух и прах, а позже, уже в отставке, просил прощения. За свою долгую жизнь Борис Иосифович рассказывал об этом происшествии множество раз, но любой его аудитории, даже уже знавшей эту историю, не надоедало слушать ее снова и снова.

Борис Жутовский. Серия «Ландшафт правой руки». 1989. Фото: RAAN
Борис Жутовский. Серия «Ландшафт правой руки». 1989.
Фото: RAAN

В 1960-е Жутовский писал абстракции в духе Элия Белютина, в студии которого занимался. Позже его абстрактные композиции стали пастозными и постепенно превратились в цветные рельефы, а затем в панно-ассамбляжи. Впрочем, эволюция Жутовского не была линейной — он запросто совмещал разные варианты самовыражения. В автобиографической книге «Как один день» (2009) опубликованы его потрясающие эротические скетчи, и они кажутся не менее ценными (а может быть, и более), чем большие абстракции с глубокомысленными названиями («Зачатие», например).

Широкому же зрителю Жутовский известен как портретист, автор грандиозного цикла «Последние люди империи». Количество сделанного им невероятно: за 40 лет в неизменной технике «бумага, черный карандаш» Борис Иосифович нарисовал более 300 портретов современников. В 2004-м часть портретов была издана как альбом.

Борис Жутовский. «Как один день». 1982–200… Фото: www.nasledie-rus.ru
Борис Жутовский. «Как один день». 1982–200…
Фото: www.nasledie-rus.ru

Главный же талант Бориса Жутовского состоял в том, что он обеспечивал коммуникацию между миром искусства и самой широкой внешней аудиторией. Он занимался этим нелегким делом и во времена застоя, и в перестройку, и в последние десятилетия. Он гениально давал интервью. У него был потрясающий низкий, гипнотический голос. С одинаковой легкостью он говорил об истории страны, науке, литературе, итальянском Ренессансе и Николае Фешине. Умение общаться составляло сердцевину его дара.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+