18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серьезный возраст

Винтажные модели Bulgari Serpenti. Фото: Bulgari
Винтажные модели Bulgari Serpenti.
Фото: Bulgari
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Знаменитая «змеиная» коллекция Serpenti итальянского ювелирного Дома Bulgari с размахом отмечает 75-летие

Древний символ змеи в каждой культуре имеет свое значение. В еврейской и христианской традиции змея воплощает зло и грех, в Древнем Египте она считалась символом высшей божественной мудрости и власти, в средневековой Скандинавии верили, что змей Ёрмунганд охватывает весь мир бесконечными извивами в океанских глубинах, а в античном Риме змея олицетворяла молодость, плодородие и вечное обновление.

Семьдесят пять лет назад Bulgari, самый итальянский из всех ювелирных домов и хранитель богатейшего римского наследия, заимствуя символику предков, положил начало легендарной коллекции Serpenti, навсегда связав драгоценного аспида со своей историей. «Вот уже 75 лет Дом Bulgari демонстрирует дерзкую креативность, изобретательное мастерство и дух современности в творениях Serpenti. Они были и остаются символом бесконечных метаморфоз Bulgari», — говорит генеральный директор группы Bulgari Жан-Кристоф Бабен.

Летопись Serpenti берет начало в 1948 году, когда свет увидели первые ювелирные часы с трубчатым браслетом в фирменной для Bulgari технике Tubogas, обвивающим запястье. Говорят, что проницательные ювелиры семейства Булгари нашли вдохновение в образах древности, в частности изображениях египетской царицы Клеопатры, легендарной соблазнительницы, чьи руки были обвиты браслетами в виде змей. В новаторской модели удивительным образом сочетались практичность, уместная для конца 1940-х, и изящество высокой ювелирной моды, по которой так истосковались люди за время войны. Эти часы мгновенно стали культовыми и считаются отправной точкой в многолетней змеиной теме украшений Дома.

Браслет Serpenti из коллекции высокого ювелирного искусства. Фото: Bulgari
Браслет Serpenti из коллекции высокого ювелирного искусства.
Фото: Bulgari

В 1950-х змей Bulgari обрел новые, более реалистические воплощения, а изящную головку и эффектную чешую начали украшать цветными драгоценными камнями и эмалями. В тот же период дебютировали первые секретные ювелирные часы Serpenti Misteriosi, циферблат которых был спрятан в пасти грациозного хищника.

Возможно, больше всех для популярности драгоценных змеек Bulgari постаралась несравненная кинодива Элизабет Тейлор. В 1962 году звезда зашла в бутик бренда в Риме и потеряла покой, увидев новую вариацию Serpenti Misteriosi — на браслете Tubogas из желтого золота с хвостом и головой из платины и глазками-изумрудами на крышке, под которой таился часовой механизм. Украшение настолько понравилось актрисе, что она отказалась расставаться с ним даже во время съемок «Клеопатры» (что символично, ведь для коллекции все начиналось именно с этой египетской царицы). Тейлор удалось убедить всю съемочную группу, что роскошная змея, плавно поднимающаяся по руке, идеально подходит ее образу на экране. Стоит ли говорить, что это был триумф не только легендарной Элизабет, но и часов Serpenti, продажи которых взлетели до небес. К слову, Ричард Бёртон, муж Тейлор, любил повторять: «Элизабет знает только одно слово по-итальянски — Bulgari». Этому легко поверить, если учесть, что коллекция актрисы насчитывала более 300 украшений ювелирного Дома.

Часы Serpenti Spiga. Фото: Bulgari
Часы Serpenti Spiga.
Фото: Bulgari

После головокружительного успеха мастера Bulgari не остановились на достигнутом и продолжили экспериментировать с различными техниками, материалами и сочетаниями драгоценных камней. Коллекция Serpenti разрасталась и развивалась, при этом не изменяя фирменному стилю: драгоценные змеи все чаще послушно извивались на шеях и руках их прекрасных хозяек.

Сейчас изделия Serpenti становятся невероятно популярны среди опытных коллекционеров ювелирного искусства. В 2011 году часы из желтого золота и бриллиантов, принадлежавшие Элизабет Тейлор, были проданы на аукционе Christie’s почти за $1 млн, а в 2015-м другие винтажные Serpenti ушли с молотка почти за $1,5 млн.

Довольно часто ювелирные фантазии на тему Serpenti появляются в коллекциях высокого ювелирного искусства. Лючия Сильвестри, бессменный креативный директор ювелирной линии Bulgari, то и дело по-новому пересказывает историю хитрых аспидов.

Колье-чокер Serpenti категории высокого ювелирного искусства. Фото: Bulgari
Колье-чокер Serpenti категории высокого ювелирного искусства.
Фото: Bulgari

В недавней коллекции Eden: The Garden of Wonders было сразу два змеиных колье: Serpenti Spinel Embrace из розового золота и бриллиантов с каплевидной розовой шпинелью весом около 25,70 карата и Serpenti Ocean Treasure, где свиваются два платиновых змея, а у пасти одного из них сияет грандиозный 60-каратный синий сапфир.

С часов и ювелирных украшений один из главных символов Bulgari перекочевал на более утилитарные, но при этом не менее роскошные аксессуары — коллекции сумок Serpenti Forever и Serpentine с изящными золотыми змейками вместо ручек.

Завораживающие образы из знаменитой коллекции также послужили основой для творчества современного художника Рефика Анадола. В 2021 году в Милане в коллаборации с Bulgari он представил мультимедийную инсталляцию Serpenti Metamorphosis, которая в юбилейный для коллекции год обосновалась в Национальном музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде.

В честь празднования 75-летия серия арт-проектов Bulgari продолжится. В рамках художественной инициативы Serpenti Factory, посвященной змее как бесконечному источнику вдохновения, свои творения на тему этой вселенной представят несколько современных художников-визионеров. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+