18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Тленная» роскошь: приносит ли рынок винтажа дивиденды?

Сумки 1920–1930-х на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Сумки 1920–1930-х на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Мировой рынок винтажной одежды и аксессуаров регулярно выдает сенсации, которые поддерживают интерес со стороны коллекционеров, любителей истории и предметного искусства. В России он тоже есть, однако — как и всё у нас — со своими особенностями

Сенсации и неожиданные находки

На совместном аукционе Kerry Taylor и парижского аукционного дома Maurice в 2022 году появился интересный лот — украшенная тамбурной вышивкой туника от дома моды Kitmir, созданного в 20-х годах прошлого века во Франции великой княжной Марией Павловной. Столетие назад Kitmir плотно сотрудничал с Chanel, о выполненных его мастерицами туниках a la Russe писал британский журнал Vogue. Долгое время считалось, что ни одна из туник Kitmir не смогла пережить бурный ХХ век. И вот спустя 100 лет ее нашли во французском шато и вывели в свет, где она вновь произвела фурор: стартовав на аукционе с оценкой в €10–15 тыс., туника ушла с молотка за €130 тыс.

Туника дома моды Kitmir, украшенная тамбурной вышивкой. 1922. Фото: Kerry Taylor/Maurice
Туника дома моды Kitmir, украшенная тамбурной вышивкой. 1922.
Фото: Kerry Taylor/Maurice

Тысячи людей во всем мире охотятся за старинными туфельками, веерами и кринолинами, аукционные дома не перестают анонсировать новые торги. Своей бурной жизнью рынок винтажной одежды и аксессуаров мало чем отличается от более структурированного арт-рынка, но границы его размыты, у него нет предсказуемых инвестиционных механизмов. На чем же зарабатывают коллекционеры, специализирующиеся на винтажной одежде и аксессуарах?

По следам Гэтсби

На мировом уровне тон на рынке винтажной одежды и аксессуаров задают США. В этом он схож с арт-рынком, более 40% глобального объема которого приходится, по данным UBS и Art Basel, на долю Штатов. По словам коллекционера Назима Мустафаева, это объясняется в первую очередь большим количеством вещей, дошедших до наших дней в сохранном виде. «Со второй половины ХIХ века в США не было ни одной серьезной, разрушительной войны, поэтому до сих пор в старинных усадьбах сохранились предметы быта, аксессуары. Оттуда они и попадают на открытый рынок», — объясняет он.

С этим утверждением согласен эксперт по историческому костюму Андрей Скатков: «В США объекты материальной культуры сохранились в таком количестве, что любители винтажа могут себе позволить проживать в них жизнь. Особенно если речь идет о вещах начала ХХ века».

Винтажные туфли. Франция. США. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых, Maurice Auction, Kerry Taylor Auction
Винтажные туфли. Франция. США.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых, Maurice Auction, Kerry Taylor Auction

Аукционы, музеи, тематические вечеринки — три кита рынка винтажа

Ведущую роль на рынке винтажной одежды и аксессуаров играют аукционные дома. Время от времени тематические аукционы проводят Bonhams, Christie’s, Sotheby’s. Есть сеть аукционов, которые занимаются исключительно предметами повседневной культуры, в частности одеждой и обувью. Это, к примеру, упомянутый выше английский Kerry Taylor и американские Karen Augusta Auctions и Charles Whitaker.

Другими важными участниками рынка винтажной одежды и аксессуаров являются музейные институции, привлекающие на костюмные экспозиции массового зрителя. Пожалуй, самая известная мировая площадка, работающая с темой моды и винтажа, — это Метрополитен-музей и его подразделение Институт моды Анны Винтур, коллекция которого охватывает период в пять веков. Ежегодно на свое развитие Институт моды собирает до $50 млн спонсорcких пожертвований.

Значимыми для рынка винтажной одежды и аксессуаров считаются Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) и галерея Cora Ginsburg в США, лондонский Музей Виктории и Альберта (V&A) и Музей моды в Бате в Великобритании, Музей Гальера и Музей декоративного искусства (MAD) во Франции. Стоит упомянуть и узкоспециализированные музеи, возникающие в центрах производства. Например, Музей обуви в британском Нортгемптоне и Музей обуви в чешском Злине, на родине знаменитой фирмы Bata.

Летнее кимоно с изображением кареты и сцены у воды. Япония. Период Эдо (1615–1868). Фото: The MET
Летнее кимоно с изображением кареты и сцены у воды. Япония. Период Эдо (1615–1868).
Фото: The MET

«Во многом именно музеи формируют моду на рынке винтажа, актуализируют тот или иной исторический период, привлекают внимание к определенному художнику или модельеру, — комментирует Назим Мустафаев. — Для частных коллекционеров продажа собрания или отдельной вещи музею становится одним из верных способов монетизации своей деятельности».

Тематические вечеринки — еще одна важная составляющая рынка винтажной одежды и аксессуаров. Они стимулируют спрос на старинные вещи и поддерживают таким образом «низовую» культуру антиквариата, представленную винтажными маркетами.

«В США и Европе культура костюмированных мероприятий невероятно развита, — говорит Назим Мустафаев. — Достаточно упомянуть вечеринки в стиле аббатства Даунтон или „Великого Гэтсби“ — от скромных любительских до практически профессиональных исторических реконструкций. Все это вызывает интерес к подлинным предметам быта тех времен. В том числе из таких вечеринок складывается большая культура винтажа и дилерства винтажа».

Винтажные платья. Франция. 1920-е. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых
Винтажные платья. Франция. 1920-е.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых

А что в России?

На российском рынке задают тон частные коллекционеры. Самый известный из них — Александр Васильев с одной из крупнейших в мире частных коллекций старинных костюмов, в том числе театральных и принадлежавших известным историческим личностям. Знаковые вещи для коллекции, составляющей порядка 10 тыс. экземпляров, попадали к Васильеву непосредственно от их владельцев или наследников. К примеру, Майя Плисецкая передала в его собрание платья Pierre Cardin и Chanel, а уже после смерти примы к Васильеву попала другая часть звездного гардероба — ее передал вдовец балерины Родион Щедрин.

Приобрести качественные вещи ХVIII, XIX и начала XX века в России на открытом рынке почти невозможно. Поэтому и зрелого рынка раритетной одежды и аксессуаров со всеми привычными для него атрибутами у нас нет. «В России практически не сохранилось винтажа, — отмечает Назим Мустафин. — Нашу страну в этом смысле извиняет ее бурная история: революция, Гражданская война, коллективизация, не способствовавшие сохранению вещей».

Рекламная фотография с женщиной, демонстрирующей высоту каблука. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых
Рекламная фотография с женщиной, демонстрирующей высоту каблука.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых

«В России винтажа кратно меньше, чем на Западе, в силу исторических и геополитических событий, — уверен и Андрей Скатков. — Поэтому местные коллекционеры и любители винтажа, как правило, приобретают исторические вещи для своих собраний за границей».

Это подтверждает и Антон Приймак, коллекционер винтажного женского белья, обладатель крупнейшей в России коллекции корсетов и кринолинов. «Почти все предметы в моей коллекции приобретены онлайн на зарубежных сайтах и аукционах. В России удивительным образом ничего не сохранилось. И не только из-за известных исторических событий, заставляющих донашивать вещи до дыр, перешивать и пускать на тряпки, но и из-за нашего в целом пренебрежительного отношения к миру вещей», — рассказывает он.

ДОСЬЕ

Назим Мустафаев — коллекционер, издатель, куратор, основатель виртуального музея обуви ShoeIcons, обладатель крупнейшей в России коллекции обуви XVIII–XX веков.

Антон Приймак — коллекционер винтажного женского белья, обладатель самой большой в России коллекции корсетов и кринолинов.

Андрей Скатков — эксперт по историческому костюму, сооснователь дизайн-группы SAMO.

Еще…

Вероятно, по той же причине в России нет тематического музея, в котором были бы полноценно представлены винтажная одежда, обувь и аксессуары. Единственный Музей моды, созданный на площадке Гостиного Двора, был закрыт в конце прошлого года, а его коллекция перешла в фонды Музея Москвы. Предметные экспозиции, связанные с одеждой и аксессуарами, имеют, скорее, черты этнографического музея, как, например, Музей обуви в столице обувщиков Кимрах. Традиционно не жалуют винтажные собрания и в крупных государственных музеях: старинные предметы одежды интересны кураторам постоянных экспозиций прежде всего в привязке к их знаменитым хозяевам.

Костюмные выставки и популяризация винтажа

Однако в последние годы музеи почувствовали интерес широкой публики к костюмным экспозициям. К примеру, в 2016–2017 годах Государственный Эрмитаж провел выставку «Волшебник из Венеции», посвященную тканям, платьям и театральным работам Мариано Фортуни. В 2021 году Государственный исторический музей запустил проект «Придворный костюм середины ХIХ — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». А в 2022-м он же пригласил посетителей на выставку «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», главной темой которой стал костюм городских жительниц XIX–XXI веков (про­длится до середины февраля текущего года).

Фрагмент народного костюма с выставки «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Государственный исторический музей
Фрагмент народного костюма с выставки «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Государственный исторический музей

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» с сентября 2022-го до конца марта текущего года открыта выставка «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко». В ее основу легли коллекции платьев, обуви и аксессуаров Назима и Елены Мустафаевых, сумок периода ар-деко Павла Карташова и Вадима Полубоярцева, нижнего белья и корсетов Антона Приймака и журнальной графики Ксении Потаповой. Интересно, что тема винтажа в данном случае привлекла крупную выставочную компанию МВК, которая рассматривает каждую экспозицию как сугубо коммерческий проект. «Костюмные выставки — новый опыт для нашей компании, много лет работающей в нише b2b-мероприятий, — рассказывает Раиса Газарян, организатор выставки, заместитель генерального директора «Международной выставочной компании». — Каждый проект мы оцениваем, исходя в первую очередь из его бизнес-потенциала. Решение выставлять винтажные коллекции периода ар-деко было принято интуитивно и оказалось верным. Проект получился финансово успешным: за три месяца к нам пришло около 16 тыс. человек, что навело нас на мысль о продлении выставки и ее гастролях по другим городам».

«Зачастую именно яркие музейные экспозиции становятся причиной всплеска интереса к винтажным вещам определенной эпохи, — добавляет Андрей Скатков. — Например, по следам винтажных выставок часто проводят тематические вечеринки. Резонанс, созданный экспозицией, обеспечивает организаторам мероприятий хорошую продажу билетов».

Образцы запахов духов I половины XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Образцы запахов духов I половины XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»

Бесценный образ

«Одежду, обувь и аксессуары антиквары относят к категории „тленных“ вещей, — поясняет Назим Мустафаев. — Их не особенно жалуют, поскольку они требуют специальных условий хранения и со временем утрачивают первоначальный вид. Добавьте к этому ситуацию, что рынка винтажа в России, по сути, нет и вы не можете отследить тренд популярности вашей вещи, предсказать ее цену».

Отсутствие ценового консенсуса на российском рынка винтажа — проблема, осложняющая жизнь профессиональным коллекционерам. «Более-менее качественных вещей на отечественном рынке очень мало, — комментирует Антон Приймак. — В частности, поэтому собственники, владельцы местных антикварных магазинов выставляют на вещи цену с потолка, и чаще всего она оказывается в разы выше стоимости аналогичных предметов из Европы и США».

По мнению Мустафаева, формированию отечественного рынка винтажа мешает также отсутствие взаимопонимания между музейщиками и коллекционерами. «На мой взгляд, государство должно более тесно и доброжелательно работать с частными коллекционерами, видеть в нас партнеров, а не чудаков-энтузиастов, которым некуда девать деньги», — считает он.

Женское нижнее белье I трети XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Женское нижнее белье I трети XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»

Однако при всей незрелости отечественного рынка винтажа он оставляет коллекционерам возможность для монетизации своей экспертизы. «Я слукавлю, если скажу, что коллекция не приносит мне никаких дивидендов, — говорит Антон Приймак. — Я начал собирать ее в 1999 году и за годы коллекционирования значительно поднял уровень насмотренности и понимания предмета, глубоко погрузился в материал, стал уникальным специалистом в своей области. Сегодня меня приглашают читать лекции об истории женского белья и корсетов, участвовать в выставках. В следующем году я продолжу заниматься книгой, в основе которой — моя коллекция. Однако, как и раньше, основной доход мне, вероятнее всего, будет приносить пошив одежды — работа, никак не связанная с коллекционированием».

Похожими замыслами поделился и Назим Мустафаев. В его планах — работа над пятью новыми книгами и продолжение совместных с МВК выставочных проектов: проведение нового сезона выставки «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко», запуск новой экспозиции, посвященной костюму и обуви ХIХ века на основе собственного собрания и коллекции Антона Приймака. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+