18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Храм чистоты превратился в храм искусства

Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице. Фото: Vladey
Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице.
Фото: Vladey

Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства

Аукционный дом Vladey, который в этом году отмечает десятилетие, в конце февраля открыл для широкой публики пространство в центре Москвы, прежде работавшее лишь для узкого круга клиентов. Теперь выставки будут проходить не только в помещении на «Винзаводе», но и в роскошных залах бывшего доходного дома Веры Фирсановой на Неглинной улице.

Экспозиция «Шедевры храма, или с Легким паром!». Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Экспозиция «Шедевры храма, или с Легким паром!».
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Первая экспозиция на новом месте получила задорное название «Шедевры храма, или С легким паром!». Начальная его часть без ложной скромности сообщает зрителю, что он видит сливки отечественного искусства, то, что имеет несомненный инвестиционный потенциал. Тут и герои нонконформизма, и представители «новой волны» 1980–1990-х, и те, кто определил лицо российского искусства 2000-х, и узнаваемые молодые авторы. Вот лишь несколько имен: Борис Орлов, Семен Файбисович, Наталья Турнова, Инал Савченков, Валерий Чтак, Дмитрий Шабалин, Алиса Горшенина.

Валерий Чтак. Инсталляция на выставке Шедевры храма, или с Легким паром! Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Валерий Чтак. Инсталляция на выставке Шедевры храма, или с Легким паром!
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Не следует искать на выставке проявленной концепции или последовательного кураторского отбора работ: она призвана представить именно красноречивый срез художников, с которыми работает Vladey. В сущности, единственное произведение, прямо соответствующее общему названию, — это «Банныя танцы» (2022) Константина Звездочетова. На полотне разворачивается целая вакханалия с березовыми вениками и прочими банными атрибутами, а у кафельной стены, скромно прикрывшись полотенцем, стоит боттичеллиевская Венера.

Константин Звездочетов. Банныя танцы. 2022. Фото: Vladey
Константин Звездочетов. Банныя танцы. 2022.
Фото: Vladey

К слову, вторая часть названия — «С легким паром!» — отсылает к местоположению нового выставочного пространства. Доходный дом Фирсановой, известный некогда как Сандуновский пассаж, является частью архитектурного ансамбля Сандуновских бань.

Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице. Фото: Vladey
Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице.
Фото: Vladey

Как ни странно, для художественной богемы и бомонда Сандуны — место прямо-таки намоленное. Так, в начале 2000-х в этом здании располагался Московский центр искусств под руководством Марины Лошак, а еще раньше, в 1988-м, в самих банях, а именно в помещении высшего мужского разряда, проходила выставка-акция, организованная художниками московского концептуального круга — группой «Чемпионы мира» и «Клубом авангардистов». Привечала искусство и сама Вера Ивановна Фирсанова — та, на чьи средства в 1894–1896 годах были построены самые помпезные и современные (и питаемые, между прочим, от собственной электростанции) бани, а также примыкающий к ним доходный дом, где теперь и находится новое пространство Vladey. К примеру, в загородном имении предпринимательницы бывали художники Константин Юон и Валентин Серов.

Алексей Каллима. Без названия. 2023. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Алексей Каллима. Без названия. 2023.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Одним словом, теперь в истории Сандунов начался новый этап, связанный с искусством, причем искусством высококлассным, актуальным, дискуссионным. Чего стоит одна только свежая «анархистская» серия Алексея Каллимы, брутальное прочтение портретов литературных классиков от Нестора Энгельке или объект Владимира Архипова, который иной зритель примет за нечто, что забыли убрать после монтажа выставки!

Владимир Овчаренко. Фото: Vladey
Владимир Овчаренко.
Фото: Vladey

«Произведения, представленные в новом пространстве, дадут пищу для размышлений о судьбе художника здесь и сейчас, — отметил основатель аукционного дома Владимир Овчаренко. — И конечно, вызовут волну споров. И это прекрасно. Приглашаем к диалогу».

Vladey
«Шедевры храма, или С легким паром!»
До 22 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+