18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Храм чистоты превратился в храм искусства

Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице. Фото: Vladey
Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице.
Фото: Vladey

Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства

Аукционный дом Vladey, который в этом году отмечает десятилетие, в конце февраля открыл для широкой публики пространство в центре Москвы, прежде работавшее лишь для узкого круга клиентов. Теперь выставки будут проходить не только в помещении на «Винзаводе», но и в роскошных залах бывшего доходного дома Веры Фирсановой на Неглинной улице.

Экспозиция «Шедевры храма, или с Легким паром!». Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Экспозиция «Шедевры храма, или с Легким паром!».
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Первая экспозиция на новом месте получила задорное название «Шедевры храма, или С легким паром!». Начальная его часть без ложной скромности сообщает зрителю, что он видит сливки отечественного искусства, то, что имеет несомненный инвестиционный потенциал. Тут и герои нонконформизма, и представители «новой волны» 1980–1990-х, и те, кто определил лицо российского искусства 2000-х, и узнаваемые молодые авторы. Вот лишь несколько имен: Борис Орлов, Семен Файбисович, Наталья Турнова, Инал Савченков, Валерий Чтак, Дмитрий Шабалин, Алиса Горшенина.

Валерий Чтак. Инсталляция на выставке Шедевры храма, или с Легким паром! Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Валерий Чтак. Инсталляция на выставке Шедевры храма, или с Легким паром!
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Не следует искать на выставке проявленной концепции или последовательного кураторского отбора работ: она призвана представить именно красноречивый срез художников, с которыми работает Vladey. В сущности, единственное произведение, прямо соответствующее общему названию, — это «Банныя танцы» (2022) Константина Звездочетова. На полотне разворачивается целая вакханалия с березовыми вениками и прочими банными атрибутами, а у кафельной стены, скромно прикрывшись полотенцем, стоит боттичеллиевская Венера.

Константин Звездочетов. Банныя танцы. 2022. Фото: Vladey
Константин Звездочетов. Банныя танцы. 2022.
Фото: Vladey

К слову, вторая часть названия — «С легким паром!» — отсылает к местоположению нового выставочного пространства. Доходный дом Фирсановой, известный некогда как Сандуновский пассаж, является частью архитектурного ансамбля Сандуновских бань.

Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице. Фото: Vladey
Новое выставочное пространство Аукционного дома Vladey в бывшем доходном доме Веры Фирсановой на Неглинной улице.
Фото: Vladey

Как ни странно, для художественной богемы и бомонда Сандуны — место прямо-таки намоленное. Так, в начале 2000-х в этом здании располагался Московский центр искусств под руководством Марины Лошак, а еще раньше, в 1988-м, в самих банях, а именно в помещении высшего мужского разряда, проходила выставка-акция, организованная художниками московского концептуального круга — группой «Чемпионы мира» и «Клубом авангардистов». Привечала искусство и сама Вера Ивановна Фирсанова — та, на чьи средства в 1894–1896 годах были построены самые помпезные и современные (и питаемые, между прочим, от собственной электростанции) бани, а также примыкающий к ним доходный дом, где теперь и находится новое пространство Vladey. К примеру, в загородном имении предпринимательницы бывали художники Константин Юон и Валентин Серов.

Алексей Каллима. Без названия. 2023. Фото: Алиса Дудакова-Кашуро
Алексей Каллима. Без названия. 2023.
Фото: Алиса Дудакова-Кашуро

Одним словом, теперь в истории Сандунов начался новый этап, связанный с искусством, причем искусством высококлассным, актуальным, дискуссионным. Чего стоит одна только свежая «анархистская» серия Алексея Каллимы, брутальное прочтение портретов литературных классиков от Нестора Энгельке или объект Владимира Архипова, который иной зритель примет за нечто, что забыли убрать после монтажа выставки!

Владимир Овчаренко. Фото: Vladey
Владимир Овчаренко.
Фото: Vladey

«Произведения, представленные в новом пространстве, дадут пищу для размышлений о судьбе художника здесь и сейчас, — отметил основатель аукционного дома Владимир Овчаренко. — И конечно, вызовут волну споров. И это прекрасно. Приглашаем к диалогу».

Vladey
«Шедевры храма, или С легким паром!»
До 22 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+