18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Фрагменты нелегкого прошлого собираются в целое

Михаил Соколов. «Чайка». Из цикла «Птицы». 1947. Фото: Ярославский художественный музей
Михаил Соколов. «Чайка». Из цикла «Птицы». 1947.
Фото: Ярославский художественный музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Публикацией последнего, четвертого тома, посвященного живописи Михаила Ксенофонтовича Соколова, завершен выпуск фундаментального каталога произведений этого художника, который оставил огромное наследие, несмотря на трудную судьбу

Подсчитать с абсолютной точностью, сколько времени заняла подготовка этого издания, не так легко. Идея возникла у московского коллекционера и издателя Юрия Петухова где-то в начале 2010-х, но понадобилось время, чтобы к ней подступиться на практике. В предисловии к первым трем томам, посвященным исключительно графике (они были опубликованы в 2018 году), Петухов говорил о двухлетнем процессе работы. Теперь сюда следует приплюсовать еще четыре с лишним года, потраченные на составление и издание финального тома, где представлена живопись Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885–1947).

«Михаил Соколов. Том 4. Живопись». М.: Издатель­ство ЗАО «2К», 2022. 344 с.: ил.
«Михаил Соколов. Том 4. Живопись». М.: Издатель­ство ЗАО «2К», 2022. 344 с.: ил.

В эпоху расцвета группировок, объединений и творческих союзов он оставался намеренным и программным одиночкой, ярким индивидуалистом. Хотя в художественном мире у него имелось не так уж мало «родственных душ», прошедших через искусы авангарда и вернувшихся на новом витке к романтизированной предметности, все же Соколов был всегда сам по себе.

Среди его работ преобладала графика, но внутренне он тяготел к живописи — вот только условия его существования не способствовали появлению все новых и новых холстов. С 1923 года и почти до самого ареста осенью 1938-го он вместе с женой жил и работал в московском общежитии Пролеткульта — в девятиметровой комнате.

Но даже в сибирском лагере, на лесоповале, он ухитрялся создавать и отсылать почтой ряду московских адресатов поразительные пейзажные миниатюры. После досрочного — по состоянию здоровья — освобождения из неволи художник провел пять лет сначала в родном Ярославле, потом в Рыбинске. Из последних сил пытался, не всегда успешно, аккумулировать прежние разрозненные произведения в руках своей последней жены Надежды Розановой (1900–1956), дочери знаменитого философа. И из тех же последних сил продолжал заниматься искусством — на удивление плодотворно. Однако болезнь оставила ему слишком мало времени жизни.

Исследователи насчитывают более 6 тыс. его графических листов и 250 живописных произведений — многие из них собраны в нынешнем четырехтомнике. Надо заметить, что формулировка «каталог-резоне» впервые возникает лишь в последнем томе — так характеризует издание в целом директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина. Хотя в первом томе, уже давнем, Юрий Петухов вполне осознанно открещивался от притязаний на исчерпывающую полноту, предпочитая говорить о «фундаментальном справочном издании». И сейчас он тоже пишет не о каталоге-резоне, а о «максимально целостной картине живописного наследия».

Михаил Соколов. «Натюрморт с воблой». Начало 30-х. Фото: Ярославский художественный музей
Михаил Соколов. «Натюрморт с воблой». Начало 30-х.
Фото: Ярославский художественный музей

Расхождение в формальной оценке исследовательского жанра вполне объяснимо. Каталог-резоне — это свод всех известных произведений того или иного автора, однако в случае с Соколовым особенно сложно соблюсти энциклопедический принцип. Драматична была судьба не только самого художника, но и большинства его произведений; порой они исчезали куда-то при неясных обстоятельствах. Чудо, что столько всего сохранилось, и тем не менее часть наследия обретается неизвестно где — если только вообще не погибла. И наоборот, всплывают произведения, подлинность которых вызывает сомнения.

А еще существуют коллекции, где работы Соколова точно есть, но добраться до них нелегко. Например, в графических томах каталога отсутствовали экспонаты из Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого в каракалпакском Нукусе. Только сейчас получилось воспроизвести те работы — так что не удивляйтесь, обнаружив в томе про живопись репродукции еще и ряда графических листов. Не всех, кстати, что там хранятся. Словом, до «химически чистого» статуса каталога-резоне ситуация не дотягивает, но по сути перед нами предел возможного на сегодня. И именно живопись в этом издании представлена наиболее полно.

Как раз о нукусском собрании работ Соколова идет речь в статье Мариники Бабаназаровой, бывшего директора музея. А про нелегкую судьбу живописного наследия художника в целом рассказывает статья Нины Голенкевич, еще одного автора-составителя каталога и большого знатока в этом вопросе. Юрий Петухов развивает тему биографических перипетий в небольшом эссе «Жизненные обстоятельства как способ формирования художественного стиля», а Елена Руденко в очерке «Французская школа Михаила Соколова» анализирует европейские корни этой живописи — как очевидные, так и потаенные.

Добавим, что если мысленно суммировать современные статьи и архивные материалы, опубликованные во всех четырех томах, то получится внушительный корпус текстов, посвященных биографии и творчеству главного героя. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+