18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект «Названо Вазари» в Нижнем Новгороде показывает старое в зеркале нового

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

О том, что общего у Ренессанса и современного искусства, со страстью рассказывает вторая часть трилогии совместных выставок ГМИИ и нижегородского «Арсенала». На выставке зритель буквально поднимается к знаниям

Для нижегородской культурной ситуации имя итальянского художника и писателя Джорджо Вазари (1511–1574) значит на удивление много. С 2014 года в Нижнем Новгороде проходит фестиваль текстов об искусстве, названный в честь знаменитого итальянца, его имя носит книжный магазин в кремле.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

В 2019-м, после того как сеть региональных филиалов Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) была присоединена к Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, директор нижегородского ГЦСИ (Арсенала) Анна Гор придумала серию выставок, посвященных Вазари. Как известно, он ввел в обиход понятия готики, Ренессанса и маньеризма. Идея Анны Гор состояла в том, чтобы взять эти три предложенных Вазари больших периода в истории искусства и показать их преломление в искусстве современном. Подобный нелинейный подход сегодня в моде. Кураторы ГМИИ, кандидаты искусствоведения Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова как раз специалисты по итальянскому Возрождению, и нынешнюю, вторую часть выставочной трилогии они сделали со страстью.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

ГМИИ привез в Нижний Новгород представительную коллекцию — порядка 80 произведений широчайшего жанрового и видового спектра, от скульптуры и живописи до монет и майолики. Зрителям показывают гравюры Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, живопись круга Боттичелли и Пинтуриккьо, медали Пизанелло и барельефы последователей Лоренцо Гиберти и Джованни делла Роббиа. Их дополняет три десятка работ современных художников: Валерия Кошлякова, Егора Крафта, Тимура Новикова, Айдан Салаховой и других.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

Экспозиция состоит из шести глав: «Человек и герой», «Античность и классическая традиция», «Религия и вера», «Пространство», «Наука и образование» и «Ренессанс и „ренессансы“». Последний раздел рассказывает о репликах ренессансных произведений, созданных преимущественно в XIX веке. Нередко они попадали к коллекционерам с одной атрибуцией, но в процессе дальнейшего изучения получали новую, более позднюю. Подобных отсветов Ренессанса в запасниках ГМИИ немало.

Музейные экспонаты дополнялись современными работами по принципу не столько визуальной, сколько концептуальной схожести. Кураторы искали параллели в контексте и идеях, которые вдохновляют художников. Например, в разделе «Пространство» фигурируют современные живописцы Сергей Бояринцев, Евгения Буравлева, Егор Плотников. Для них понятия гармонии и баланса в живописи так же важны, как и для художников 500 лет назад.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен». Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO
Выставка «Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен».
Фото: Анастасия Пономарева/GEO.PRO

Ренессансная концепция портрета подразумевала героизацию человека и восхваление его добродетелей. Кураторы увидели те же принципы в работах Владислава Мамышева-Монро — на выставке есть его фотопортрет в образе Фауста.

Экспозиционный дизайн сделал легендарный архитектор Александр Бродский. Он выстроил анфиладу со скошенным уровнем пола; от начала к финалу зритель как бы подымается в гору, восходит к знаниям. Выставку отличает серьезный, знаточеский подход, она предлагает материал для дискуссий и размышлений, цель которых — разобраться в ренессансном восприятии мира. К выставке подготовили обширную образовательную программу.  

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Нижний Новгород — Арсенал)
«Названо Вазари. Возрождение. искусство эпохи Ренессанса и его последователи разных времен»
До 9 апреля

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+