18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Гори оно все ясным пламенем: Масленица в Никола-Ленивце

Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Церемония сожжения арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

В арт-парке «Никола-Ленивец» 25 февраля отметили Масленицу сожжением гигантского арт-объекта, в который замуровали жалобы и мольбы людей. Очистительный огонь поглотил все плохое

Традиционные масленичные гулянья в разных уголках страны едва ли заметно отличаются друг от друга. Кое-где пытаются запомниться самым большим блином и другими безыскусными рекордами, но на этом, пожалуй, все. А вот в местечке Никола-Ленивец в Калужской области Масленицу отмечают действительно по-особому: с языческой удалью и артистической эксцентрикой. Каждый год специально к мероприятию здесь выстраивают исполинский арт-объект, который затем предают огню вместо привычного обрядового чучела. В прошлом году, например, сожгли 23-метровую «Вавилонскую башню» по проекту архитектора Екатерины Поляковой, а в этом — 19-метровую «Четвертую стену» от студии «NOYD короткийметр».

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Объект «Четвертая стена» — это в действительности целые четыре стены, сомкнутые в гигантский полый куб. Его возводили около трех месяцев силами 20 человек. Физически конструкция была сложена из сена, веток, досок и других бросовых материалов (на фасаде, например, были закреплены старые двери и резные наличники), а метафорически — из пережитков прошлого, страхов, проблем и обид. Пока куб строился, любой желающий мог оставить на сайте проекта анонимное послание с описанием того, что его тревожит.

Арт-объект «Четвертая стена». Фото: TANR/Елена Авдеева
Арт-объект «Четвертая стена».
Фото: TANR/Елена Авдеева

Полученные письма собрали и поместили в настоящий сказочный сундук с цепями и навесным замком: в таком представляешь себе зайца, в котором утка и так далее. Но если в недрах фольклорного ларца спрятана смерть Кощея, то здесь — накопившиеся (в особенности за последний год) тяжелые переживания, от которых так хочется поскорее избавиться. Перед началом обряда сундук поместили в нишу внутри конструкции, чтобы его тоже поглотил огонь. Авторы проекта Игорь Апарин и Серафима Тельканова так прокомментировали концепцию: «В отличие от объектов прошлых лет, которые сами по себе были архитектурно красивы, мы решили сделать то, что не жалко сжечь. Это тупик, свалка наших страхов; то, от чего хочется избавиться немедленно».

Можно сказать, что в этот масленичный вечер от искры Прометея загорелся кубический ящик Пандоры со всеми горестями и несчастьями. Ассоциация из античных преданий могла бы показаться чужеродной по отношению к славянскому празднику, если бы не постмодернистский характер никола-ленивецкого действа. В нем смешалось все: и традиции русского скоморошества, и советская мифология, и заморские ритуалы, и даже образы поп-культуры.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Дмитрий Раевский
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Дмитрий Раевский

Речь идет о предварявшем сожжение куба перформансе Affirmātiō, который подготовили театральный режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв. Сначала из динамиков донеслось: «Потерялся мальчик, Павлик Морозов». Затем появилась странная, почти босховская процессия: знаменосец с абстрактной хоругвью, несколько огненосцев, за плечами которых возвышались короба с пламенем, и группа современных скоморохов: кто в маске кота, кто — зайца, кто — Чужого. Они поджигали факелами подолы юбок танцовщиц в костюмах дервишей: кружась, те оказывались в кольце из пламени. И все это происходило под местами зловещую музыку Михаила Арчанги в духе dark ambient, которая, казалось, вот-вот пробудит древние хтонические силы.

Перформанс Affirmātiō. Фото: Анна Юхова
Перформанс Affirmātiō.
Фото: Анна Юхова

Пламя медленно подползало к «Четвертой стене» по желобам с сеном, пропитанным горючей жидкостью. Сам процесс сожжения Николай Полисский — основатель и идеолог арт-парка «Никола-Ленивец» — призывает воспринимать не как жертвоприношение, а как созидание: объект-заготовка превращается в огненную скульптуру. Ее соавтором становится другая стихия — воздух. «Ветер может поменять все, что ты продумал, — говорит Полисский. — В этом есть некая тайна».

Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр». Фото: Дмитрий Раевский
Сожжение арт-объекта «Четвертая стена» студии «NOYD короткийметр».
Фото: Дмитрий Раевский

Вот и в этот раз ветер-демиург повел себя непредсказуемо, внезапно поднявшись к началу обряда. По задумке, в двух из четырех стен должен был прогореть круглый, как символ солнца, просвет, возвещающий надежду на лучшее. Окружности уже наметились, но конструкция внезапно рухнула. Впрочем, это было воспринято как добрый знак: гори оно все ясным пламенем!

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+