18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Гамбурге собрали образ роковой женщины в феминистской перспективе

Данте Габриэль Россетти. «Елена Троянская». 1863. Фото: Elke Walford/Hamburger Kunsthalle
Данте Габриэль Россетти. «Елена Троянская». 1863.
Фото: Elke Walford/Hamburger Kunsthalle
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Кто такая роковая женщина с точки зрения романтизма, модернизма и феминизма, пытается ответить объединившая произведения трех веков выставка в Гамбургском кунстхалле

Выставка «Роковая женщина» в Гамбургском кунстхалле объединила самых разных художников — от Данте Габриэля Россетти до Нан Голдин. Сознавая проблематичный характер понятия «роковая женщина», куратор выставки Маркус Берч называет его «мифом, проекцией, фикцией». «Это очень специфический стереотипный женский образ: чувственная и эротичная, желанная женщина, чья демоническая натура обнаруживается после того, как мужчины попадают под ее чары, что нередко стоит им жизни», — поясняет куратор.

Франц фон Штук. «Сфинкс». 1904. Фото: Wolfgang Fuhrmannek, HLMD/Leihgabe der Bundesrepublik Deutschland als Dauerleihgabe im Hessischen Landesmuseum Darmstadt
Франц фон Штук. «Сфинкс». 1904.
Фото: Wolfgang Fuhrmannek, HLMD/Leihgabe der Bundesrepublik Deutschland als Dauerleihgabe im Hessischen Landesmuseum Darmstadt

В сознании многих «роковая женщина» ассоциируется в первую очередь с изящными героинями из американского нуара ­1940-х годов (вспомните хотя бы Барбару Стэнвик или Риту Хейворт) или, быть может, с женщинами-вамп немого кино. Но организаторы выставки прослеживают историю этого образа вплоть до начала XIX века, видя его корни в романтизме «Рыбака и русалки» (1828) Юлиуса Гюбнера и «Лорелеи» (1835) назарейца Карла Йозефа Бегаса. Источником вдохновения при создании обеих картин послужили германские мифы, переосмысленные поэтами-романтиками — Иоганном Вольфгангом фон Гёте и Генрихом Гейне соответственно.

В картинах Викторианской эпохи чувствуется пронизывающий их мужской взгляд, заметный и в идеализированных нео­средневековых женских образах ранних прерафаэлитов. Берч считает, что эти произведения «иллюстрируют давно устаревшие отношения и представляют женское тело в эротизированном ключе, который на современный взгляд часто выглядит сексистским и мизогинным».

Эдвард Мунк. «Вампир в лесу». 1916-1918. Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Эдвард Мунк. «Вампир в лесу». 1916-1918.
Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet

Куратор напоминает о скандале вокруг картины Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы» (1896). В 2018 году ее временно сняли с экспозиции Манчестерской художественной галереи в рамках выставки современной художницы Сони Бойс. «Некоторые увидели в этом цензуру, угрожающую свободе искусства. Другие, напротив, восприняли это как жест, призывающий к дискуссии на актуальные социальные темы».

Берч и его коллеги пытаются продемонстрировать значимость образа роковой женщины и сегодня. «В эпоху как никогда прежде размытых границ между гендерами можно было бы ожидать, что образ роковой женщины потеряет актуальность как построенный на бинарном представлении о гендере, — говорит Берч. — Однако при взгляде на современный культурный ландшафт становится очевидно, что все ровно наоборот». Отсылая к таким фильмам, как «Ундина» (2020) Кристиана Петцольда и «Титан» (2021) Жюлии Дюкурно, новейшие экспонаты выставки, в числе которых 16-минутное видео Нан Голдин «Сирены» (2019–2020), имитирующее найденную пленку, исследуют древние мифы, лежащие в основе иконографии роковой женщины.

Биргит Юргенсен. «Ohne Titel (Ольга)». 1979. Фото: Birgit Jürgenssen, Estate Birgit Jürgenssen/VG Bild-Kunst, Bonn
Биргит Юргенсен. «Ohne Titel (Ольга)». 1979.
Фото: Birgit Jürgenssen, Estate Birgit Jürgenssen/VG Bild-Kunst, Bonn

Выставка обращается к актуальным вопросам сексизма и гендерной идентичности. На ней представлен портрет 1928 года Герды Вегенер, изображающий Лили Эльбе — трансгендерную художницу. Также в экспозицию вошли образцы феминистского авангарда конца ХХ века, от эротически заряженных фотографий Биргит Юргенсен до бескомпромиссных портретов Марии Лассниг.

Есть здесь и работы, вдохновленные движением #MeToo. Так, в работе «Апология» («Артемизия Джентилески») (2018) Бетти Томпкинс наложила ответ художника Чака Клоуза на обвинения в сексуальном харассменте на знаменитую картину Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», считающуюся реакцией художницы на изнасилование, жертвой которого она стала.  

Гамбургский кунстхалле
«Роковая женщина. Взгляд, власть, гендер»
До 10 апреля

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+