18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лесные братья: дерево как источник вдохновения для художников ХХ и ХХI веков

Выставка «Ответвление» в  ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выставка «Ответвление» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Почти нетронутая сущность дерева впечатляла самых разных художников — от буйного Степана Эрзи до задумчивого Александра Тышлера, от метафизика Дмитрия Краснопевцева до концептуалиста Никиты Алексеева. Что получилось, показывают в Пушкинском

«Ответвление», как подчеркивает куратор Наталья Кортунова, выставка не про деревянную скульптуру, а про органические формы дерева как источник вдохновения. Такая формулировка позволила, с одной стороны, сузить количество имен, а с другой — расширить рамки выставки. Первый ее зал (выставка занимает один этаж Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) вводный, и в нем соседствуют народная кукла-лесовик XIX века из шишек, «Абстрактная скульптура» 1960-х годов Александра Тышлера (выглядящая как сухая ветка) и объект из хвороста современного художника Андрея Красулина. Здесь же произведения классиков деревянной скульптуры Степана Эрзи и Сергея Коненкова, причем работа последнего, мужская фигура из опаленного дерева, была обнаружена в стене коммуналки, некогда служившей мастерской скульптору Николаю Андрееву (сейчас в частной коллекции Любови Агафоновой).

Михаил Матюшин. «Корневая скульптура». Начало 1920-х. Фото: Музей органической культуры, г. Коломна
Михаил Матюшин. «Корневая скульптура». Начало 1920-х.
Фото: Музей органической культуры, г. Коломна

Почти нетронутая сущность дерева, с природной формой и цветом — тема зала, где показана «корневая скульптура», фрагменты дерева сложной формы, которые собирал на Финском заливе, постигая единство формы и функции, футурист Михаил Матюшин (предоставлены Музеем органической культуры в Коломне и Третьяковской галереей). На стенах — «портреты веток» с лишайниками и шелушащейся корой Никиты Алексеева (1953–2021) из собрания Романа Бабичева.

Зал Степана Эрзи (работы из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, носящего имя художника) наполнен барочным буйством форм. Скульптор выбирал экзотические породы дерева, твердые и тяжелые, например аргентинское кебрачо, обрабатывал бормашиной и клеил. Александр Тышлер представлен двумя типами скульптуры. Один — это женские фигуры невест или хранительниц очага, такие же как в живописи и графике художника, другой — странные абстрактные формы, где ветки перекручиваются или соединяются с камнем. Орест Верейский известен как иллюстратор «Василия Теркина» и друг Александра Твардовского. Остроумную скульптуру, в которой гриб-трутовик превращается в хвост павлина, а сухая рогатина — в жирафа, он делал для себя; ее передала в отдел личных коллекций ГМИИ вдова художника.

Александр Тышлер. «Дриада». 1963. Серия "Дриады". Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Александр Тышлер. «Дриада». 1963. Серия "Дриады".
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фрагменты дерева присутствуют в графике и живописи Дмитрия Краснопевцева — на равных с осколками кувшинов, раковинами, другими удивительными и странными вещами, которые он собирал. Его наполненные покоем и вечностью натюрморты — и в виде графических листов, и в виде инсталляции уголка мастерской — максимально заостряют напряженность последней работы на выставке. Это видео­инсталляция арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов, Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), в которой человек пытается слиться с природой, раствориться в ней — но она снова и снова его отторгает.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ответвление»
До 12 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+