18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пенсионеры с большими планами: где и как стажировались русские художники

Исаак Бродский. «Сказка». 1911. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Исаак Бродский. «Сказка». 1911.
Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма соединила картины, которые выпускники петербургской Академии художеств, а затем московского МУЖВЗ привозили из своих европейских поездок

Трудно отрицать, что становление и развитие национального искусства в России во многом определялись европейским влиянием. И огромную роль в этом сыграл институт художественного пенсионерства, предусматривавший для лучших студентов продолжение образования за границей. Прежде — непременно в Италии или Франции, позднее — и в других странах. Тема пенсионерских поездок — главным образом последней трети XIX и начала XX века — положена в основу выставки «Отличники», устроенной Музеем русского импрессионизма.

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Речь идет про выпускников двух важнейших в царской России учебных заведений — Императорской академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Истории эти, конечно, не совсем равноценны: традиции академии в части пенсионерства были куда более давними и мощными, но к концу XIX столетия МУЖВЗ стало понемногу наверстывать упущенное. Могли бы они, наверное, и сравняться со временем, да вот только Первая мировая война и последующие революции поломали все планы. Выставка завершается 1918 годом, когда были окончательно упразднены и Академия художеств, и училище на Мясницкой. Кстати, одним из последних пенсионеров академии стал Александр Яковлев, который в 1917 году, после пребывания в Италии, умудрился получить еще и стипендию для путешествия на Дальний Восток, но это уже иная история.

Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент.
Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Открывают список экспонентов Василий Поленов и Илья Репин. «Именно с них, по моему мнению, начинается некоторый слом в тех пенсионерских картинах, которые выпускники академии привозили из своих европейских турне, — говорит куратор выставки Ольга Юркина. — Не забудем, что как раз во время их пребывания во Франции состоялась первая выставка импрессионистов, хотя в гораздо большей степени они вдохновлялись работами барбизонцев. У обоих художников живопись стала свободнее, они часто работали на пленэре, для них это был значительный шаг вперед». И Репин, и Поленов не только сами исповедовали живописные новации, но и нацеливали на них своих учеников. Вольнодумцев набиралось немало. На выставке представлен целый ряд художников следующего поколения: Исаак Бродский, Константин Горбатов, Михаил Демьянов, Борис Кустодиев, Семен Никифоров, Александр Савинов, Дмитрий Щербиновский. «Нам хотелось в первую очередь рассказать о тех, кто имел отношение к явлению, которое изучает наш музей», — подчеркивает куратор.

Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв. Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина
Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв.
Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина

Надо заметить, что руководство академии пыталось препятствовать излишним вольностям в ходе заграничных стажировок. Но экспозиция дает понять, что «дисциплинарные меры» не возымели должного действия: пенсионеры продолжали уклоняться от заданного курса, беря на вооружение из европейского арсенала то, что сами считали важным и нужным, — вплоть до установок импрессионизма, постимпрессионизма и нарождающегося модернизма. Принятое деление на исторических живописцев, баталистов, пейзажистов и тому подобных стремительно уходило в прошлое. «Даже у Генриха Семирадского с его сюжетами, будто бы абсолютно укладывающимися в академическую традицию, — комментирует Ольга Юркина, — появляется свободный пейзаж, явно написанный с натуры, а не сочиненный в мастерской».

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Важно отметить, что те поездки рассматриваются устроителями выставки не как номинальные факты биографии того или иного художника, но как зримый, явственный след, запечатленный в работах: или сделанных непосредственно в Европе, или созданных по тамошним мотивам после возвращения.

Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Как нередко бывает с проектами Музея русского импрессионизма, «Отличники» сложились в результате партнерства со множеством государственных музеев. В коротком анонсе всех не перечесть, но упомянем и Третьяковку, и Русский музей, и Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, и Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. По обыкновению не обходится здесь без частных коллекционеров. А на третьем этаже представлен еще и спецпроект с работами тех европейских авторов, которые так или иначе оказывали влияние на наших. Среди них — Шарль-Франсуа Добиньи, Эжен Каррьер, Камиль Коро, Гюстав Курбе, Франц фон Штук. Эта «вставная новелла» — целиком плод сотрудничества с ГМИИ им. А.С.Пушкина. 

Музей русского импрессионизма
«Отличники»
До 21 мая

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+