18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка-трактат Анатолия Зверева о жизни и искусстве открыта в Музее AZ

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В фокусе внимания оказались литературные произведения художника, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски и живопись

Это уже 11-й по счету выставочный проект про Анатолия Зверева, подготовленный музеем, носящим его имя. Неиссякаемый энтузиазм директора Наталии Опалевой и ее коллег, с которыми она изучает и пропагандирует наследие художника, а также мастеров его круга и времени, не может не вызывать уважения.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

На сей раз в фокусе внимания оказались литературные произведения Зверева, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски, живопись и прочее. Каждая из этих работ невелика по размеру, но, собранные вместе (на выставке представлено 170 экспонатов), они дают представление о самом что ни на есть непосредственном проявлении таланта. Впрочем, непосредственность — базовая особенность Зверева-творца.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Одним из главных событий выставки стал показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных на суд публики. Прочитав «Трактат о живописи» Леонардо, художник последовал его примеру и сочинил десятки аналогичных текстов.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

По мнению хранителя музея Натальи Волковой, было бы неверно отделять в них слово от визуальных образов. Искусство Зверева — это «изопоэзия, изолитература». Сочинял ли Анатолий Тимофеевич прозу или рисовал портреты, он оставался виртуозом импровизаций. И этот его талант, как мгновенная заморозка, сохранил и донес до нас его личность и интеллект. Наверное, для многих станет открытием, что Зверев не только неприкаянный романтический гений, рисовавший портреты, как говорится, не приходя в сознание, но что он — наблюдательный ироничный человек, что он легко находил остроумные поэтические метафоры и играючи создавал изумительные по тонкости шрифты.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Когда видишь шуточное посвящение его «Трактата о живописи» «Румневу Александру Александровичу. Лучшему из лучших, мудрейшему из мудрейших», то буквально слышишь интонацию с подтекстом. Когда видишь, как это посвящение лихо скомпоновано на листе и красиво написано, то вспоминаешь анекдот про Михаила Врубеля из мемуаров Константина Коровина. Врубель так бедствовал, что для заработка подписывал на заказ рождественские открытки. Его шрифты были настолько прекрасны, что у Коровина с Серовым фраза одной открытки — «Левочке привет!» — стала мемом. Многие зверевские изречения тоже хочется разобрать на присказки, и не только из-за шрифтов. «Широкая натура, прекрасные глаза. // Рисует, пишет штурмом // Целые воза» — это он о Пабло Пикассо. «То дамочка усталая, / То модернизма шок» — тоже о картинах Пикассо. Или прозаическое: «Следуя заветам нашего давнишнего друга Леонардо, душа переполняется чувством традиционного».

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

К открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного коллекционеру Георгию Костаки. Трактат опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.  

Музей AZ
«Мой учитель Леонардо»
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+