18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дома культуры как основа советской ДНК

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В Манеже реконструировали советскую культуру — от проекта Мавзолея до мозаик Нади Леже

Более 700 произведений — архитектурные проекты, живопись, скульптура, графика, кинофильмы, театральные эскизы, фотография, музыкальные записи — из музеев и архивов двух российских столиц собрал Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в проекте, посвященном 100-летию со дня образования Советского Союза.

Антон Горланов и Алина Корень, кураторы выставки, попытались объединить все это многообразие советского художественного продукта под одной крышей. В Стране Советов ДК — дворец или дом культуры — должен был заменить сразу и одновременно церковь, трактир, хождение в гости к родственникам, с челобитными — к начальникам.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Строго говоря, начало подобной деятельности было положено еще до 1917 года петербургскими народными домами Николая II и графини Софьи Паниной. Но это была благотворительная экзотика. Советский ДК призван был стать домом родным для любого. Чтобы, не выходя на улицу, тот мог посмотреть выставку и спектакль, увидеть новый кинофильм и послушать музыку, почитать в библиотеке книги и поучаствовать в диспуте о поэзии. Тогда никто не знал слова «интерактивность», но кружки и мастерские в ДК, предоставлявшие желающим возможность рисовать, лепить, вышивать, петь, танцевать и лицедействовать, смогли стать «местом силы», реальной альтернативой дореволюционному быту. Во всяком случае, по многочисленным воспоминаниям тех, кто в 1920–1960-е годы дневал и ночевал в ДК. Выставка «ДК СССР» средствами разных визуальных искусств демонстрирует энергетику и эманацию того времени.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые показывают эскизы проектов Мавзолея Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. Они были присланы на открытый всесоюзный конкурс 1924 года. Контрапунктом к ним станут материалы архитектурного конкурса на небоскреб Дворца Советов, в котором победил Борис Иофан.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые в Москву привезли мозаики Надежды Ходасевич-Леже, которые в 1972 году были подарены художницей Советскому Союзу и с момента передачи городу Дубне не покидали площади перед местным Домом культуры.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Самый большой раздел подготовил для «ДК СССР» Государственный Русский музей. Социалистический реализм представлен во всех изводах — от «Портрета ударника завода им. К.Маркса И.И.Гирьята» Василия Зверева и картины «В.И.Ленин на II Съезде Советов среди делегатов-крестьян» Сергея Герасимова до «Делегаток» Александра Самохвалова и «Портрета ударницы Молодцовой» Алексея Пахомова. Еще одна картина Самохвалова — блистательная «Кондукторша» — взята из постоянной экспозиции ГРМ.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Разумеется, не забыта абсолютная классика ХХ века: «Крестьянка» и «Две мужские фигуры» Казимира Малевича, «Колхозник» и «Формула весны» Павла Филонова, «Рабочие» и «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Редко покидает невские берега собрание книжной графики ГРМ. Когда еще можно будет увидеть иллюстрации Веры Ермолаевой к «Ивану Иванычу Самовару» Даниила Хармса и «Рыбакам» Александра Введенского, Владимира Конашевича — к «Игрушкам» Сергея Погореловского, Владимира Лебедева — к «Усатому-полосатому» Самуила Маршака, Татьяны Мавриной — к «Сказочной азбуке», Мая Митурича-Хлебникова — к «Угомону» того же Маршака, Николая Тырсы — к «Республике ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых!

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Государственная Третьяковская галерея отвечает произведениями Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Араны, Таира Салахова. Театральный музей им. А.А.Бахрушина достал из фондов эскизы женского костюма и костюма Фигаро, созданные кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном в начале 1920-х годов, когда он служил в театре.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

За фотографию отвечают 50 портретов, сделанных Евгением Халдеем. На них счастливые лица посетителей ДК. Специально для проекта композитор Алексей Ретинский написал саундтрек, который звучит под архивную видеохронику.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«ДК СССР»
До 1 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+