18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дома культуры как основа советской ДНК

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В Манеже реконструировали советскую культуру — от проекта Мавзолея до мозаик Нади Леже

Более 700 произведений — архитектурные проекты, живопись, скульптура, графика, кинофильмы, театральные эскизы, фотография, музыкальные записи — из музеев и архивов двух российских столиц собрал Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в проекте, посвященном 100-летию со дня образования Советского Союза.

Антон Горланов и Алина Корень, кураторы выставки, попытались объединить все это многообразие советского художественного продукта под одной крышей. В Стране Советов ДК — дворец или дом культуры — должен был заменить сразу и одновременно церковь, трактир, хождение в гости к родственникам, с челобитными — к начальникам.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Строго говоря, начало подобной деятельности было положено еще до 1917 года петербургскими народными домами Николая II и графини Софьи Паниной. Но это была благотворительная экзотика. Советский ДК призван был стать домом родным для любого. Чтобы, не выходя на улицу, тот мог посмотреть выставку и спектакль, увидеть новый кинофильм и послушать музыку, почитать в библиотеке книги и поучаствовать в диспуте о поэзии. Тогда никто не знал слова «интерактивность», но кружки и мастерские в ДК, предоставлявшие желающим возможность рисовать, лепить, вышивать, петь, танцевать и лицедействовать, смогли стать «местом силы», реальной альтернативой дореволюционному быту. Во всяком случае, по многочисленным воспоминаниям тех, кто в 1920–1960-е годы дневал и ночевал в ДК. Выставка «ДК СССР» средствами разных визуальных искусств демонстрирует энергетику и эманацию того времени.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые показывают эскизы проектов Мавзолея Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. Они были присланы на открытый всесоюзный конкурс 1924 года. Контрапунктом к ним станут материалы архитектурного конкурса на небоскреб Дворца Советов, в котором победил Борис Иофан.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые в Москву привезли мозаики Надежды Ходасевич-Леже, которые в 1972 году были подарены художницей Советскому Союзу и с момента передачи городу Дубне не покидали площади перед местным Домом культуры.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Самый большой раздел подготовил для «ДК СССР» Государственный Русский музей. Социалистический реализм представлен во всех изводах — от «Портрета ударника завода им. К.Маркса И.И.Гирьята» Василия Зверева и картины «В.И.Ленин на II Съезде Советов среди делегатов-крестьян» Сергея Герасимова до «Делегаток» Александра Самохвалова и «Портрета ударницы Молодцовой» Алексея Пахомова. Еще одна картина Самохвалова — блистательная «Кондукторша» — взята из постоянной экспозиции ГРМ.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Разумеется, не забыта абсолютная классика ХХ века: «Крестьянка» и «Две мужские фигуры» Казимира Малевича, «Колхозник» и «Формула весны» Павла Филонова, «Рабочие» и «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Редко покидает невские берега собрание книжной графики ГРМ. Когда еще можно будет увидеть иллюстрации Веры Ермолаевой к «Ивану Иванычу Самовару» Даниила Хармса и «Рыбакам» Александра Введенского, Владимира Конашевича — к «Игрушкам» Сергея Погореловского, Владимира Лебедева — к «Усатому-полосатому» Самуила Маршака, Татьяны Мавриной — к «Сказочной азбуке», Мая Митурича-Хлебникова — к «Угомону» того же Маршака, Николая Тырсы — к «Республике ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых!

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Государственная Третьяковская галерея отвечает произведениями Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Араны, Таира Салахова. Театральный музей им. А.А.Бахрушина достал из фондов эскизы женского костюма и костюма Фигаро, созданные кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном в начале 1920-х годов, когда он служил в театре.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

За фотографию отвечают 50 портретов, сделанных Евгением Халдеем. На них счастливые лица посетителей ДК. Специально для проекта композитор Алексей Ретинский написал саундтрек, который звучит под архивную видеохронику.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«ДК СССР»
До 1 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+