18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке

Златые врата суздальского Рождественского собора. XIII в. Фрагмент. Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Златые врата суздальского Рождественского собора. XIII в. Фрагмент.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси

Подобно Толедо, Киото или Кракову, город Владимир — это еще одна покинутая столица древнего государства, и, как это зачастую бывает в подобных случаях, в нем осталось множество произведений искусства «столичного» качества. Выставка в Западном крыле Новой Третьяковки позволяет москвичам и гостям города взглянуть на всесторонне иллюстрированную историю искусства Владимиро-Суздальского княжества и его политических преемников. И все это (уникальный случай!) без выезда непосредственно на место, в древние города. Владимиро-Суздальский музей-заповедник на время проведения выставки опустел, фактически выдав в Москву все свои главные экспонаты, около 600 предметов. «Непонятно, как музей смог пойти на такое, — отметила директор ГТГ Зельфира Трегулова, — я бы не смогла». Наверное, это стало возможным благодаря времени года, выбранному для открытия проекта, — он будет свернут как раз перед началом активного туристического сезона, и, быть может, эти зимние гастроли в Москве поспособствуют поездкам в те края, чтобы увидеть все богатство непосредственно на месте и в окружении соответствующих пейзажей. Им, кстати, в экспозиции посвящен отдельный зал: на гигантском панорамном экране посетителям демонстрируют завораживающий покой ландшафтов Владимирской области. Масштабный проект был представлен Екатериной Проничевой, возглавившей музей-заповедник всего полгода назад.

Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

Экспонаты, представленные на выставке, охватывают несколько столетий — начиная с золотой эры княжества в домонгольскую эпоху и вплоть до императорской эпохи — и в основном связаны с православной верой (именно это обеспечило им сохранность). Расположены они не по стандартному хронологическому принципу, а по материалам и жанрам. Встречают нас легендарные Златые врата суздальского Рождественского собора 1230-х годов, украшенные невероятным золочением на всевозможные христианские сюжеты. Отдельный зал посвящен иконам, среди которых список «Владимирской Богоматери», приписываемый самому Андрею Рублеву, чудотворная полноростовая «Максимовская Богоматерь» рубежа XIII–XIV веков, список «Боголюбской» иконы, 18 двусторонних икон-таблеток XVI века и многое другое. Следующий зал отвели книгам — от первопечатного букваря Кариона Истомина и Библии Франциска Скорины до евангелий XVII века в массивных драгоценных окладах, включая вклад царевны Софьи. Археологи и нумизматы должны порадоваться залу «Клады», наполненному монетами и украшениями.

Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

Также здесь представлены фрагменты восточных тканей, чудом сохранившиеся в погребении князя Андрея Боголюбского. Кстати, большую долю — около 200 экспонатов — публике показывают впервые, и во многих случаях это именно археологические находки и текстиль. В зале «Металл» сгруппировано и железо, и золото, от жалованных чарок до самоваров. Символично смотрятся разбитые колокола — например, один из них, работы мастера Прокофия Григорьева 1548 года, был сброшен с колокольни Покровского монастыря после революции, в 1938 году разбит сотрудниками ВОХРа Суздальского политизолятора, которые были расквартированы в бывшей обители. Они попытались спрятать обломки, но в итоге колокол был передан в музей.

Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

В зале, посвященном древесине, мы видим такие ожидаемые вещи, как резные царские врата, но тут же и скульптурное распятие удивительного драматизма, а также скульптуры, служившие опорами сени над гробницей великой княгини Соломонии Сабуровой, в постриге святой Софии Суздальской, — разведенной жены Василия III. Хотя эти четыре символа евангелистов поздние, XVIII века, их звериные и человечьи лики так выразительны, что расстаться с ними очень сложно. Много любопытных сокровищ представлено в зале текстиля. Важно, что с целью максимального охвата жанрового разнообразия кураторы выставки посвятили отдельный зал музыке, создав инсталляции с факсимиле важнейших богослужебных книг, наполненные звуками песнопений, и другой зал — фрескам, которые за невозможностью транспортировки транслируются на гигантском экране.

Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Экспозиция «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

Наконец, апофеозом выставочного маршрута становится гигантский белый зал, посвященный белокаменной же резьбе. Пространство со скругленными углами создает эффект бесконечности и невесомости практически космический, а выставленные в нем фрагменты и копии белокаменных элементов становятся якорями, приковывающими взгляд (что для предметов, столь сложных для восприятия, обычно непросто). Архитектура и дизайн проекта принадлежат DD:A|D, Петру Толпину, Анне Манзаровой и Анаре Хайрушевой, а застройкой занималась галерея «Триумф». Конечно, чтобы по-настоящему насладиться древнерусскими рельефами, столь же художественно выразительными, как романские у западных соседей, следует стать туристом. Однако выставка предлагает альтернативу, тем более удобную, что в натуре эти рельефы обычно расположены на большой высоте, а тут перед нами предстают слепки и демонтированные обломки, выставленные на удобной для обзора высоте.

Фрагмент экспозиции «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковкой галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/ Третьяковская галерея

Так невероятные богатыри в единоборстве со зверьми и химерами поражают гораздо сильнее, и примелькавшаяся картинка из учебника истории вдруг обретает реальность и становится дверью в прошлое.

Третьяковская галерея. Западное крыло
«Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+