18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Волгоград: город-монумент и кульминация «сталинского ампира»

Фонтан и здание железнодорожного вокзала в Волгограде. Фото: Литвяк Игорь/Фотобанк Лори
Фонтан и здание железнодорожного вокзала в Волгограде.
Фото: Литвяк Игорь/Фотобанк Лори
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Можно ли найти в городе следы старого Царицына, как в послевоенной архитектуре победила неоклассика и почему мемориальный комплекс на Мамаевом кургане обязательно нужно увидеть своими глазами

Первое, что приходит на ум при упоминании Волгограда, — это ужасающая масштабом человеческих потерь и одновременно восхищающая силой человеческого духа история Сталинградской битвы (июль 1942 года — февраль 1943 года), самой кровопролитной в истории человечества. Современная топонимика города во многом связана с событиями тех лет. Аллея Героев, набережная 62-й Армии, площадь Павших Борцов, да и большинство достопримечательностей города (монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, музей-панорама «Сталинградская битва», дом Павлова и мельница Гергардта) связаны с увековечением памяти о тех страшных событиях. Однако было бы неверным представлять город как огромный мемориальный комплекс. Напротив, отстроенный после Великой Отечественной в триумфальном стиле «сталинского ампира» центр Волгограда сам по себе заслуживает охранный статус как памятник эпохи, не говоря уже о множестве других достопримечательностей.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Фото: Анна Савицкая
Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане.
Фото: Анна Савицкая

Например, наследие колонии Сарепта, основанной миссионерами из протестантской секты гернгутеров, прибывших в Поволжье из Саксонии при Екатерине Великой. Потерпев неудачу в деле обращения в свою веру калмыков, колонисты, однако, весьма преуспели в экономике. В Сарепте появились уникальный для России горчично-маслобойный завод, а также первые в этом регионе водопровод, лифт, музей, общественная библиотека, детский сад и многое другое. До сих пор в Волгограде продолжают работу предприятия, основанные «сарептскими братьями», как называли себя члены общины. От когда-то преуспевавшей колонии сейчас уцелела небольшая площадь с одно- и двухэтажными постройками, где теперь размещается музей, посвященный истории поселения и деятельности гернгутеров. Кирха, как и по-немецки сдержанные, но совершенно европейские по архитектуре постройки, помогают мысленно перенестись из Красноармейского района современного Волгограда на несколько столетий назад или даже на улочки немецкого городка.

Кирха в Старой Сарепте. Фото: Wikimedia Commons
Кирха в Старой Сарепте.
Фото: Wikimedia Commons

По понятным причинам от старого Царицына (так город назывался до 1925 года) почти ничего не сохранилось, хотя известно, что во второй половине XIX века он был одним из главных центров торговли и промышленности в Поволжье. Вообще же история города насчитывает почти 500 лет, а также немало набегов, бунтов и разрушений. Оказывался город и под властью главных смутьянов русской истории — Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Словом, места неспокойные и традиционно свободолюбивые.

Из редких напоминаний о довоенной жизни — красно-белое здание пожарной части Царицына с приметной башенкой-восьмигранником (использовалась как каланча), построенное в конце XIX века и реконструированное в конце века ХХ. Чудом уцелевшие образцы купеческой и просто дореволюционной застройки до сих пор можно обнаружить во дворах в центре Волгограда.

Набережная 62-й Армии. Пропилеи, обрамляющие спуск к Волге.  Фото: Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори
Набережная 62-й Армии. Пропилеи, обрамляющие спуск к Волге.
Фото: Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Восстановление лежавшего в руинах города началось практически сразу после окончания битвы. Сталинград как нельзя лучше подходил для реализации идеи города-монумента, поскольку был настолько разрушен, что его нужно было фактически строить заново. К разработке генплана привлекли ведущих архитекторов того времени. Так, академик Каро Алабян в статье 1944 года писал: «Сталинград должен быть и будет отстроен так, чтобы архитектурный образ его воспринимался как грандиозный памятник героической эпопеи войны, как символ мощи и жизнедеятельности великого русского народа».

Прокладывались проспекты, бульвары, было возведено новое здание железнодорожного вокзала. Он построен в классическом стиле сталинской эпохи с присущими ему торжественностью и монументальностью. Для отделки использовали мрамор и гранит. Также в 1950-е годы была благоустроена центральная набережная. Она состоит из двух уровней: наверху находится зеленая зона, вниз ведет парадная лестница, украшенная с двух сторон классическими колоннами, пропилеями. Вообще, античные реминисценции в архитектурном облике и памятниках Волгограда заслуживают отдельного изучения. Одна из самых ярких послевоенных построек — планетарий, возведенный по проекту архитектора Василия Симбирцева на средства, выделенные ГДР. Его крышу венчает последняя работа Веры Мухиной — скульптурная группа «Мир». Здание в духе палладианства (знакомая схема виллы «Ротонда» — прямоугольный объем с портиком, увенчанный куполом) украшают барельефы. Впечатляют и интерьеры планетария: колонны из розового мрамора, роскошные люстры, лепнина, фрески, портрет Сталина, выполненный в технике мозаики из уральских самоцветов и других камней.

Здание планетария в Волгограде. Фото: Квитко Ирина Сергеевна / Фотобанк Лори
Здание планетария в Волгограде.
Фото: Квитко Ирина Сергеевна / Фотобанк Лори

На уникальном волгоградском «метротраме» — трамвае, уходящем местами под землю, — удобно доехать и до главной достопримечательности — историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Одна из немногих стратегических высот в этих преимущественно равнинных краях стала местом наиболее ожесточенных боев в ходе Сталинградской битвы. После ее окончания на склонах было захоронено более 34 тыс. человек — здесь еще два года не росла трава. Сооружение мемориального ансамбля началось в 1959 году и было поручено скульптору Евгению Вучетичу, который вместе с коллективом соавторов создал впечатляющий маршрут, советскую via dolorosa, по силе воздействия сравнимую с храмовыми комплексами древности. Постепенно поднимаясь на вершину кургана, посетитель проходит через аллею пирамидальных тополей к площади Стоявших Насмерть, оттуда, мимо стены-руины, рядом с которой звучат выстрелы и военные объявления диктора Совинформбюро, направляется к площади Героев и наконец достигает зала Воинской Славы с Вечным огнем, а затем поднимается по гранитным ступенькам (их 200 — по числу дней битвы) к подножию статуи Родины-матери (завершена в 1967-м), экспрессией и разворотом фигуры напоминающей античную Нику Самофракийскую.

Зал Воинской Славы, часть ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Фото: Литвяк Игорь/Фотобанк Лори
Зал Воинской Славы, часть ансамбля «Героям Сталинградской битвы».
Фото: Литвяк Игорь/Фотобанк Лори

Еще один блок, посвященный событиям Сталинградской битвы, находится в самом центре города. Это музей-панорама сражения, а также руины рядом с ним, которые решено было сохранить в неприкосновенности в память о войне: мельница Гергардта (паровая мельница начала XX столетия) и дом Павлова (жилой дом, прославившийся тем, что группа бойцов держала здесь оборону в течение 58 дней).

В черте города, на 60 км растянувшегося вдоль Волги, находится арка первого шлюза Волго-Донского канала. В его строительстве, завершенном за рекордные 4,5 года, участвовали немецкие военнопленные, заключенные, демобилизованные солдаты и вольнонаемные студенты вузов — всего около миллиона человек. Знаменитая триумфальная арка — это ворота канала, протянувшегося на 101 км. Возле подхода к шлюзу установлен памятник Ленину (ранее здесь был памятник Сталину), признанный самым большим среди монументов реально жившим людям. С другой стороны канала — памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии, которые защищали Царицын, а позже Сталинград. Памятник украшают ростры — носовые части судов. 


Музей-панорама «Сталинградская битва»

Фрагмент экспозиции в Музее-панораме «Сталинградская битва». Фото: www.stalingrad-battle.ru
Фрагмент экспозиции в Музее-панораме «Сталинградская битва».
Фото: www.stalingrad-battle.ru

Музейный комплекс, открытый в 1985 году и состоящий из двух уровней. На первом располагаются непосредственно экспозиция и хранилище фондов, на втором — панорамное полотно «Разгром немецко-фашистских ­войск под Сталинградом». Некоторые экспонаты размещены под открытым небом: военная техника, несколько памятников и танковая башня. Ежегодно в музей приезжает около полумиллиона человек.


Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова

Илья Машков. Натюрморт «Черешня». 1939. Фото: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
Илья Машков. Натюрморт «Черешня». 1939.
Фото: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова

Экспозиция открылась для посетителей в 1963 году. На сегодняшний день это единственная художественная галерея Волгограда. Коллекция представляет собой собрание произведений XIX–XX столетий. Ее основу составляют экспонаты, переданные из Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Отдельная секция посвящена работам волгоградских живописцев.


Музей-заповедник «Старая Сарепта»

Здание общинной управы в Старой Сарепте. Фото: Wikimedia Commons
Здание общинной управы в Старой Сарепте.
Фото: Wikimedia Commons

Музей под открытым небом, занимающий площадь 5 га. Он был организован с целью сохранения архитектурного наследия XVIII–XIX столетий, а также возрождения традиций народов Волгоградской области. В «Старой Сарепте» работают русский, татарский, немецкий, калмыцкий, украинский и белорусский национальные центры. Музейная коллекция состоит из этнографических, археологических и художественных экспонатов.


Музей «Память»

Фрагмент экспозиции в Музее «Память». Фото: www.stalingrad-battle.ru
Фрагмент экспозиции в Музее «Память».
Фото: www.stalingrad-battle.ru

Расположен в подвале Центрального универмага, открытого в 1938 году. В ходе Сталинградской битвы здание было почти разрушено. После окончания войны универмаг восстановили. Всемирную известность он получил после того, как 31 января 1943 года воинами 38-й мотострелковой бригады здесь был пленен личный состав штаба 6-й полевой армии вермахта, в том числе ее командующий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+