18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Предметы поклонения и предметы познания: жизнь после жизни в Казанском соборе

Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020.
Фото: Государственный музей истории религии
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Музею истории религии в Санкт-Петербурге исполнилось 90 лет. Цели атеистической пропаганды перед ним довольно давно уже не стоят, а вот исследовательские, собирательские и просветительские актуальны по-прежнему

Музей этот начинался в 1930 году с «Антирелигиозной выставки», развернутой в Зимнем дворце. Антрополог Владимир Богораз-Тан (1865–1936) собрал ее из разных музеев и библиотек. Выставка вызвала протесты как верующих, так и атеистов. Одним не понравились богохульные плакаты, другим — с трепетом показанные произведения религиозного искусства разных народов.

Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г. Фото: Государственный музей истории религии
Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г.
Фото: Государственный музей истории религии

Но объективная наука взяла верх. Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе. Филолог, академик Александр Орлов так обозначил задачу: «Музеи Академии наук — это не есть музеи, а исследовательские институты очень большой глубины». Точнее сформулировал миссию музея его первый директор Богораз-Тан: «Мы должны соединить научное выявление и художественное оформление в одно органичное целое».

Музей начинался с 847 экспонатов. Ко времени Великой Отечественной войны их было уже более 5 тыс., сейчас — 200 тыс. Хотя еще в 2000 году институция переехала из Казанского собора в здание на Почтамтской улице, работа здесь не свернута. Постоянные экспозиции рассказывают о религиях архаических, национальных и трех мировых — буддизме, исламе, христианстве. Ежегодно проводится около 30 выставок.

Главное здание Музея на Почтамтской улице. Фото: Государственный музей истории религии
Главное здание Музея на Почтамтской улице.
Фото: Государственный музей истории религии

«К нам приходят разные люди, находящиеся в духовном поиске — или просто за знаниями. Мы позиционируем себя как музей, который занимается историей религии и находится вне какой-либо религиозной традиции. Мы — команда, состоящая из историков, филологов, философов, — смотрим на предмет исследований со стороны. На нашей площадке могут встречаться люди самых разных убеждений — кроме фанатиков», — рассказывает заместитель директора ГМИР по научной работе Екатерина Терюкова.

За последние десятилетия в музее появились свои реставрационные мастерские. А еще ГМИР стал центром повышения квалификации для сотрудников региональных краеведческих и художественных музеев, где хранятся предметы религиозного назначения. Здешние гиды проводят экскурсии не только у себя, но и по всему многоконфессиональному Петербургу.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм".
Фото: Государственный музей истории религии

К своему 90-летию музей подготовил выставку «Начало» (до 24 января), посвященную первым годам его деятельности. Из «Антирелигиозной выставки», в частности, показаны два листа из «Петербургской муракки» начала XVII века — это образец персидской каллиграфии и миниатюры.

В 1930-е годы сюда поступило немало ценных экспонатов из Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств. А вот, скажем, издание «Эбсторфская карта мира» было приобретено у Даниила Хармса. Оно досталось ему от отца, Ивана Ювачева, который собирал редкую печатную графику.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам".
Фото: Государственный музей истории религии

Уместно вспомнить, что с первых лет музей направлял своих сотрудников в экспедиции. Например, бывший буддийский монах Осор Будаев привез из разоренного дацана в Бурятии 30 предметов.

По просьбам посетителей сейчас воссозданы фрагменты экспозиций «Испанская инквизиция» и «Кабинет алхимика». Они располагались в подвалах Казанского собора и работали до конца 1970-х, но легенда жива по сей день. Тогда это были тотальные инсталляции — теперь дефицит места позволяет показать лишь несколько орудий пыток и химическую посуду.

Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии». Фото: Государственный музей истории религии
Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии».
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка «Начало» состоит из 100 предметов: больше не поместилось. Общая площадь музея 10 тыс. кв. м, и он нуждается в расширении. «В 2023 году планируем открыть постоянную экспозицию о раввинистическом иудаизме из предметов XVIII–XX веков, — говорит Екатерина Терюкова. — Будем выкраивать место в служебных помещениях. Хотя напротив нашего музея находится давно простаивающее здание петербургского почтамта. Разговоры о создании там общественного пространства затихли. Позвали бы нас! В наших фондах огромное количество крупногабаритной скульптуры, которую негде показывать. Красивая крытая арка, перекинутая через Почтамтскую улицу, связывает оба здания. Достаточно разобрать перегородку». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+