18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Предметы поклонения и предметы познания: жизнь после жизни в Казанском соборе

Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020.
Фото: Государственный музей истории религии
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Музею истории религии в Санкт-Петербурге исполнилось 90 лет. Цели атеистической пропаганды перед ним довольно давно уже не стоят, а вот исследовательские, собирательские и просветительские актуальны по-прежнему

Музей этот начинался в 1930 году с «Антирелигиозной выставки», развернутой в Зимнем дворце. Антрополог Владимир Богораз-Тан (1865–1936) собрал ее из разных музеев и библиотек. Выставка вызвала протесты как верующих, так и атеистов. Одним не понравились богохульные плакаты, другим — с трепетом показанные произведения религиозного искусства разных народов.

Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г. Фото: Государственный музей истории религии
Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г.
Фото: Государственный музей истории религии

Но объективная наука взяла верх. Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе. Филолог, академик Александр Орлов так обозначил задачу: «Музеи Академии наук — это не есть музеи, а исследовательские институты очень большой глубины». Точнее сформулировал миссию музея его первый директор Богораз-Тан: «Мы должны соединить научное выявление и художественное оформление в одно органичное целое».

Музей начинался с 847 экспонатов. Ко времени Великой Отечественной войны их было уже более 5 тыс., сейчас — 200 тыс. Хотя еще в 2000 году институция переехала из Казанского собора в здание на Почтамтской улице, работа здесь не свернута. Постоянные экспозиции рассказывают о религиях архаических, национальных и трех мировых — буддизме, исламе, христианстве. Ежегодно проводится около 30 выставок.

Главное здание Музея на Почтамтской улице. Фото: Государственный музей истории религии
Главное здание Музея на Почтамтской улице.
Фото: Государственный музей истории религии

«К нам приходят разные люди, находящиеся в духовном поиске — или просто за знаниями. Мы позиционируем себя как музей, который занимается историей религии и находится вне какой-либо религиозной традиции. Мы — команда, состоящая из историков, филологов, философов, — смотрим на предмет исследований со стороны. На нашей площадке могут встречаться люди самых разных убеждений — кроме фанатиков», — рассказывает заместитель директора ГМИР по научной работе Екатерина Терюкова.

За последние десятилетия в музее появились свои реставрационные мастерские. А еще ГМИР стал центром повышения квалификации для сотрудников региональных краеведческих и художественных музеев, где хранятся предметы религиозного назначения. Здешние гиды проводят экскурсии не только у себя, но и по всему многоконфессиональному Петербургу.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм".
Фото: Государственный музей истории религии

К своему 90-летию музей подготовил выставку «Начало» (до 24 января), посвященную первым годам его деятельности. Из «Антирелигиозной выставки», в частности, показаны два листа из «Петербургской муракки» начала XVII века — это образец персидской каллиграфии и миниатюры.

В 1930-е годы сюда поступило немало ценных экспонатов из Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств. А вот, скажем, издание «Эбсторфская карта мира» было приобретено у Даниила Хармса. Оно досталось ему от отца, Ивана Ювачева, который собирал редкую печатную графику.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам".
Фото: Государственный музей истории религии

Уместно вспомнить, что с первых лет музей направлял своих сотрудников в экспедиции. Например, бывший буддийский монах Осор Будаев привез из разоренного дацана в Бурятии 30 предметов.

По просьбам посетителей сейчас воссозданы фрагменты экспозиций «Испанская инквизиция» и «Кабинет алхимика». Они располагались в подвалах Казанского собора и работали до конца 1970-х, но легенда жива по сей день. Тогда это были тотальные инсталляции — теперь дефицит места позволяет показать лишь несколько орудий пыток и химическую посуду.

Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии». Фото: Государственный музей истории религии
Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии».
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка «Начало» состоит из 100 предметов: больше не поместилось. Общая площадь музея 10 тыс. кв. м, и он нуждается в расширении. «В 2023 году планируем открыть постоянную экспозицию о раввинистическом иудаизме из предметов XVIII–XX веков, — говорит Екатерина Терюкова. — Будем выкраивать место в служебных помещениях. Хотя напротив нашего музея находится давно простаивающее здание петербургского почтамта. Разговоры о создании там общественного пространства затихли. Позвали бы нас! В наших фондах огромное количество крупногабаритной скульптуры, которую негде показывать. Красивая крытая арка, перекинутая через Почтамтскую улицу, связывает оба здания. Достаточно разобрать перегородку». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+