18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кто добавил жемчужину к скульптуре Поля Гогена?

Дневник друга Поля Гогена, художниа Жоржа Даниеля де Монфрейда раскрывает вероятное происхождение жемчужины в скульптуре «Идол с жемчужиной». Фото: Musée d’art Hyacinthe Rigaud, Perpignan/ArKhênum
Дневник друга Поля Гогена, художниа Жоржа Даниеля де Монфрейда раскрывает вероятное происхождение жемчужины в скульптуре «Идол с жемчужиной».
Фото: Musée d’art Hyacinthe Rigaud, Perpignan/ArKhênum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Украшение, давшее название вырезанной на Таити деревянной статуе 1892 года, вероятно, было добавлено после смерти художника. Попытка разгадать происхождение этого объекта заставила по-новому взглянуть и на некоторые биографические обстоятельства

Оказывается, выдающаяся таитянская скульптура Поля Гогена (1848–1903) не то, чем кажется. Хотя она и носит название «Идол с жемчужиной», на самом деле украшение на лоб фигуры добавили лет через 30 лет после ее создания, когда художника уже не было в живых. Запись о добавлении жемчужины обнаружилась в дневнике его друга, художника Жоржа Даниеля де Монфрейда. Теперь парижский Музей Орсе, в собрании которого находится скульптура, рассматривает возможность переименовать ее.

Гоген вырезал скульптуру «Идол с жемчужиной», или «Тии с жемчужиной» (словом «тии» на Таити называют божеств местного пантеона), из дерева таману в 1892 году. Сегодня Поль Гоген знаменит прежде всего как живописец, однако он был одним из самых оригинальных скульпторов своего времени, соединявшим европейские и полинезийские мотивы. Символизм скульптуры остается загадкой. Она изображает обнаженную женщину, сидящую в позе лотоса в нише, из-за которой выглядывает более крупная голова другой женщины.

Гоген интересовался полинезийской культурой, но его понимание казавшихся ему экзотическими верований было весьма ограниченным. И хотя созданные в Южных морях скульптуры отчасти отражают восприятие художником таитянского общества, в большей степени они являются плодом его собственного воображения.

Сидящая в позе лотоса женщина обладает полинезийскими чертами лица, но декоративную повязку у нее на голове придумал художник. Буддистские элементы скульп­туры не таитянские, а азиатские. Их источником послужила Всемирная выставка 1889 года в Париже. Гоген ошибочно полагал, что религия таитян и буддизм имеют общие восточные корни. Мужская фигура Будды любопытным образом трансформировалась у него в до некоторой степени андрогинную женскую фигуру.

Идол с жемчужиной вдохновлен полинезийскими верованиями, но буддистское влияние здесь очевидно. Фото: Musée d’Orsay
Идол с жемчужиной вдохновлен полинезийскими верованиями, но буддистское влияние здесь очевидно.
Фото: Musée d’Orsay

Исследователь Фабрис Фурмануар, пере­ехавший с Таити в Мексику, сейчас изучает дневники Монфрейда. Их совсем недавно приобрел Художественный музей Гиацинта Риго в Перпиньяне, где идет большая выставка, посвященная ему (до 31 декабря). Фурмануар обнаружил в дневниках важную запись, касающуюся скульп­туры Гогена. Монфрейд писал 6 января 1928 года: «Был у Буржуа, который любезно проделал отверстие в маленькой жемчужине, и теперь я отправлюсь в Люксембург (то есть в Люксембургский музей. — TANR) и приделаю ее ко лбу маленького идола Гогена». Буржуа, по-видимому, был парижским ювелиром. Скульптуру должны были вот-вот выставить в Люксембургском музее в Париже. Из каких соображений Монфрейд решил добавить к ней жемчужину, неясно.

Гоген вернулся в Париж с Таити в 1893 году, спустя год после создания скульптуры, и оставил ее у своего арт-дилера Амбруаза Воллара. В 1900-м автор попросил Воллара отправить все его непроданные скульптуры Монфрейду, который оставался агентом художника во Франции до самой своей смерти в 1929 году. В 1951 году дочь Монфрейда пообещала передать «Идола» в дар Лувру, но позднее скульптура перешла в собрание Музея Орсе.

На фотографии 1894 года видно, что лоб женщины вместо шарообразной жемчужины украшает более плоский предмет сопоставимых размеров. Возможно, он символизировал третий глаз Будды, что рифмуется с позой лотоса, в которой сидит идол. Фурмануар полагает, что первоначальный объект либо отвалился во Франции, либо был специально снят и заменен на жемчужину.

Парижские кураторы Клэр Бернарди и Офелия Ферлие-Буа утверждают в каталоге перпиньянской выставки, что жемчужину, по всей вероятности, добавили, чтобы заменить «утраченный оригинал». Но фотография 1894 года заставляет усомниться в том, что первоначальным объектом была жемчужина. Представитель Музея Орсе прокомментировал ситуацию так: «Мы не можем дать точный и окончательный ответ на вопрос о жемчужине, не проведя дополнительное обследование произведения». Впрочем, весьма маловероятно, что музей будет рассматривать удаление жемчужины, поскольку она уже стала неотъемлемой частью истории скульптуры, а вот переименовать работу будет гораздо проще.

До сих пор считалось, что Монфрейд был верным другом Гогена, помогал вести его дела во Франции, когда тот был в Полинезии, и в дальнейшем заботился о сохранности произведений художника. Но после исследования его дневника Фурмануар уже не так уверен в этом. Некоторые записи вызывают вопросы. В частности, 23 августа 1903 года Монфрейд пишет, что в этот день узнал о том, что Гоген умер 8 мая. Поразительно кратко, сухо и почти без эмоций он констатирует эту потерю. И лишь еще через три недели сообщает об этом жене художника, датчанке Метте. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+