18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою

Генрих Шлиман. Фото: Wikimedia Commons
Генрих Шлиман.
Фото: Wikimedia Commons
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире

В этом году у Генриха Шлимана юбилей — 200 лет со дня рождения. Он родился 6 января 1822 года, а умер 26 декабря 1890-го. И то и другое событие произошло в так называемую Рождественскую неделю. Скажете: мистика. Впрочем, к мистификации своей жизни приложил усилия и сам Шлиман. Видимо, он полагал, что открыть одну из тайн Древней истории способен только человек с экстраординарной судьбой. Тайна же эта — Троя.

Заболевание историей искусства, пожалуй, самое непредсказуемое из всех известных заболеваний. Вот жил себе и жил удачливый коммерсант, торговавший индиго, чаем и хлопком, скупавший доходные дома в Париже, бравшийся за военные подряды для русской армии в Крымскую войну, спекулировавший американским золотом, имевший представительства в разных странах мира. И вдруг на тебе: взял все да и бросил. В том числе русскую жену и детей, оставленных им в Петербурге, где у него был процветающий бизнес. И отправился на восточный берег Эгейского моря раскапывать остатки мифической Трои, которой бредил с детства.

Золотая диадема с подвесками из так называемого клада Приама (слой Троя II). Около 2300 г. до н.э. Найдена Генрихом Шлиманом в 1873 г. в Трое. Фото: Сергей Карпухин/TАСС
Золотая диадема с подвесками из так называемого клада Приама (слой Троя II). Около 2300 г. до н.э. Найдена Генрихом Шлиманом в 1873 г. в Трое.
Фото: Сергей Карпухин/TАСС

Проявления этой болезни были порой довольно странными: вторую жену Шлиман с упорством искал исключительно среди гречанок (покорную ему Софию Энгастромену, дочь купца, он, как Пигмалион, пытался обратить в оживший идеал — заставлял учить языки, наряжаться наподобие Прекрасной Елены); родившихся в этом браке детей назвал гомеровскими именами — Агамемноном и Андромахой; а их гувернантку, дочь немецкого адвоката Анну Рутеник, превратил в Навсикаю. Доставалось и другим домочадцам и слугам. Надо сказать, что историю его болезни Троей Шлиман сочинил позднее, а именно для автобиографий и книг о путешествиях по Греции и Троаде, которые он издавал за свой счет и распространял по всей Европе. Но насколько можно верить этой романтической истории, придуманной, скорее всего, ради красивой биографии? И потом, мог ли сын пастора из захудалого местечка в Мекленбурге с младых ногтей настолько проникнуться духом Эллады? Что-то не верится. Сказания античных, языческих времен плохо вяжутся с суровой протестантской этикой. Но вот то, что Шлиман почерпнул из лютеранской морали, — а это упорство на грани упрямства и вера в единственный авторитет, — этого отрицать нельзя. По его же собственным словам, он «верил каждому слову поэм Гомера как Библии». Протестанту не нужны никакие посредники между ним и Богом, никакие истолкователи и Отцы Церкви — только Святое Писание. Кстати, и с другой, практической стороны, коммерсант, каким и являлся Шлиман, также стремится обойтись без сторонних лиц, ведь, чем меньше посредников, тем больше барыш.

Жена Генриха Шлимана София в головном уборе и нагрудных украшениях из «Клада Приама». Фото 1874 г. Фото: Wikimedia Commons
Жена Генриха Шлимана София в головном уборе и нагрудных украшениях из «Клада Приама». Фото 1874 г.
Фото: Wikimedia Commons

Отчего Шлиман в весьма зрелые годы обратился к поэтическому образу Трои, вероятно, так и останется загадкой. Но, как говорят французы, «в каждом нотариусе покоятся обломки несостоявшегося поэта». Именно поэтическое мироощущение привело Генриха Шлимана на холм Гиссарлык. И еще, как представляется, почти религиозная убежденность в своей миссии и вера в свои сверхъестественные способности. Она иной раз проскальзывала в его «откровениях», больше похожих на хвастовство. Например, когда он утверждал, что для усвоения иностранного языка (а это были французский, английский, русский, турецкий, персидский, греческий, новогреческий… — всего, по его словам, около 15 языков) ему требовалось от пяти до шести недель. Можно подумать, что ему передался дар апостолов, на которых некогда вместе с дыханием Святого Духа снизошло знание языков, дабы мир смог внимать их свидетельствованиям. Да не сочтется кощунством это сравнение, но Шлиман действительно вел дневники и писал письма каждый раз на языке той страны, в которой он в данный момент находился. А путешествовал он много.

У Генриха Шлимана убежденность в существовании Трои зиждилась на двух столпах — своеобразной религиозной вере и рационализме. Подобно его соотечественнику Давиду Штраусу (1808–1874), теологу Тюбингенского института, выпустившему в 1835 году радикальную по интерпретации книгу «Жизнь Христа», Шлиман был уверен в абсолютной истинности, историчности событий древности, однако с той лишь поправкой, что их нужно поверять здравомыслием, опытом и даже простым математическим расчетом. Неслучайно он при поисках древнего городища с чисто немецкой аккуратностью чуть ли не с рулеткой в руках проверял, сколько действительно стадий могли пробежать вокруг Трои во время поединка Гектор и Ахилл и насколько близко к городу находились корабли ахейцев. Как ни странно, в этом случае арифметика на самом деле срабатывала.

План цитадели в Тиринфе после раскопок Шлимана в 1884 году. Фото: Wikimedia Commons
План цитадели в Тиринфе после раскопок Шлимана в 1884 году.
Фото: Wikimedia Commons

Убежденность Шлимана была настолько велика, что к ней в полной мере можно отнести крылатое выражение «вера горами движет». И Шлиман действительно сдвинул гору Гиссарлык — он ее вообще почти что разрушил. Его варварские методы ведения раскопок напоминали работу не археологов, а, скорее, саперов. Вырытые на холме огромные рвы-траншеи могли бы ввести в заблуждение последующие поколения исследователей, провокационно подтолкнув их к мысли, что троянцы с помощью таких шанцевых работ готовились к отражению атак ахейских колесниц словно к наступлению танковых колонн. Позднее Шлиман раскаивался в непреднамеренном вандализме: «Из-за моей прежней ошибочной идеи, что Троя должна находиться только на материке и поблизости от него, в 1871 и 1872 годах мною была, к сожалению, разрушена большая часть города...» В этой дневниковой записи 1873 года речь как раз идет об остатках стен и построек Трои VI и Трои VII, то есть именно того городища, о судьбе которого сложил свою поэму Гомер. Найденный же в нижних слоях раскопа золотой «клад Приама», как оказалось, принадлежал давнему предку знаменитого царя. А их разделяла ни много ни мало тысяча лет.

Подробности
Проект «Золото Трои»

В 1870–1890-х годах в Трое было найдено 19 комплексов (кладов), самым известным из которых является «клад Приама», названный по имени легендарного троянского царя. Однако эти артефакты на самом деле происходят из слоя Троя II, который на тысячу лет старше, чем примерная дата событий Троянской войны (то есть датируются 2550–2250 годами до н.э.). Более 400 трофейных предметов из троянских кладов после вывоза из Германии оказались в Эрмитаже (в основном бронза, керамика, камень). В ГМИИ им. Пушкина же находится 259 предметов из 13 кладов. Это сосуды, антропоморфные фигурки, каменные топоры-молоты, изделия из горного хрусталя, но в первую очередь знаменитые золотые украшения. Впервые эти предметы были показаны публике в 1996 году.

Исследование предметов, найденных Генрихом Шлиманом в Трое и хранящихся ныне в ГМИИ, было начато летом 2021 года. Их изучение на совершенно новом уровне стало возможным благодаря современной технике — микрорентгенофлуоресцентному спектрометру и безокулярному стерео­микроскопу. К весне 2022 года была проведена детальная фотосъемка 65 предметов, с помощью видеомикроскопа высокого разрешения измерены все их элементы, а также изучен состав металлов. Все измерения и комплексные исследования выполнялись бесконтактно. Сейчас работа продолжается

Еще…

Виной драматических профессиональных накладок, как становится ясно, было не только отсутствие опыта у археолога-энтузиаста, но и торопливость, а также его непомерные амбиции первооткрывателя. И конечно, недоверие к властям — как турецким, так и греческим. Шлиман всегда боялся, что не успеет. Он постоянно сталкивался с препонами, которые ему чинили администраторы разных уровней этих двух стран Эгейского бассейна (напомним, что за раскопками Гиссарлыка последовали аналогичные поиски на родине ахейцев — в Микенах и Тиринфе — и аналогичные проблемы). Для получения фирмана (лицензии на раскопки) требовалось время, но главное — деньги. Пашу-министра нужно было одарить, так же как и пашу-губернатора; чиновник, надзиравший за работами, тоже требовал бакшиш; староста бригады копателей не отставал от него. Что же говорить о мелких случаях вымогательства?

Золотая погребальная маска, так называемая маска Агамемнона. 1550–1500 гг. до н.э. Найдена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах. Фото: Wikimedia Commons
Золотая погребальная маска, так называемая маска Агамемнона. 1550–1500 гг. до н.э. Найдена Генрихом Шлиманом в 1876 г. в Микенах.
Фото: Wikimedia Commons

Восток, видимо, портит немцев. Скорее всего, именно там Генрих Шлиман расстался с некоторыми положениями протестантской морали (правда, его деятельность в США, связанная с разводом и, кажется, спекуляцией золотым песком, тоже вызывает вопросы). Ради сохранения «клада Приама» Шлиман, который обнаружил его вместе со своей греческой супругой Софией в раскопе Гиссарлыкского холма, мог пойти на многое. Половину найденного археолог по договору должен был передать правительству Порты. Но уж больно велик был соблазн и слишком наглыми были памятные чиновничьи вымогательства! Клад исчез. Благодаря хорошим отношениям с британским консулом в Турции Фрэнком Калвертом его смогли тайно переправить в Грецию. Несмотря на требования турецкой администрации и розыски греческой полиции, клад так и не был в то время найден — он просто разошелся по домам и усадьбам многочисленного семейства Энгастромену. Хоть в этот раз греческие родственники археолога пригодились! Позднее Шлиман все же уплатил правительству Порты отступные 10 тыс. франков, к которым приплюсовал 50 тыс. «добровольного» пожертвования.

Подробности
«Шлиман. Троя рядом» молодежного направления «Пушкинский.Youth»

К 200-летию со дня рождения археолога Генриха Шлимана и 150-летию со дня нахождения им «клада Приама» запущен проект в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина, созданный участниками молодежных программ, археологами и научными сотрудниками отдела искусства и археологии Античного мира. Уже появились тематические маршруты, которые можно пройти самостоятельно, воспользовавшись аудиогидом на сайте проекта «Шлиман. Троя рядом». До мая 2023 года будут проводиться авторские экскурсии, посвященные легендарному археологу.

В 2023 году откроется вторая часть проекта, в рамках нее будет показано несколько предметов из коллекции «Золота Трои» и другие экспонаты, которые представят историю с III тысячелетия до н.э. по XX век. Завершением экспозиции станут размещенные в «Кабинете директора» материалы, связанные с появлением троянской коллекции в ГМИИ при Сергее Меркурове, который занимал пост директора музея с 1944 по 1950 год.

Еще…

У самого же «золота Шлимана» впереди была длинная история. Клад предлагался для приобретения то Лувру, то Британскому музею, то Императорскому Эрмитажу. Шлиману деньги были не столь важны (что значила для него сумма в 50–70 тыс. фунтов?). В конечном счете «клад Приама» был передан в дар городу Берлину, за что Шлиман получил звание почетного члена Берлинского общества этнологии и древней истории и медаль от канцлера Отто фон Бисмарка. Удовлетворило ли это его амбиции, нам неизвестно. Всю жизнь он добивался денег и почтения как коммерсант (он был членом различных гильдий), признания как выдающийся ученый, как несравненный коллекционер. Но одного он добился точно. Теперь, когда мы говорим: «Троя», — мы добавляем: «Шлиман». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+