18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей архитектуры отмечает 100-летие Общества изучения русской усадьбы

Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В день 100-летия Общества изучения русской усадьбы, 22 декабря, в музее открывается выставка, посвященная основателю общества Владимиру Згуре и его коллекции графики

В Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Среди коллекционеров» впервые показывают публике архитектурную графику, рисунки, планы конца XVIII — XIX века из личного собрания Владимира Згуры (1903–1927), историка и искусствоведа, одного из основателей Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ).

Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Интерес к старинным русским усадьбам возник в середине XIX века. В начале ХХ столетия им были посвящены многочисленные материалы в журналах «Старые годы» и «Столица и усадьба». Кажется странным, но интерес к ним не угас и после революции и Гражданской войны. Чем радикальнее была перестройка общества, тем больше находилось людей, желавших сохранить традиции и культуру.

Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Одним из ярчайших проявлений этого интереса стало Общество изучения русской усадьбы (1922–1930). В момент создания общества (22 декабря 1922 года) Владимиру Згуре было 19 лет, его другу и соратнику, искусствоведу Алексею Гречу — 23. Молодые люди были озабочены разрушением национализированных дворянских усадеб, которые они считали памятниками русского Просвещения, и ставили цель найти их и системно описать. В годы расцвета в ОИРУ входило около 100 человек. За 7 лет ими было исследовано приблизительно 160 подмосковных имений. Общество выпустило 16 сборников, проводило экскурсии, открытые заседания, музыкальные вечера, выставки. В 1926-м открыло курсы подготовки музейных работников. Как теперь становится ясно, была идея и создания коллекции общества (на некоторых листах, представленных на выставке, помимо штампа «Из собрания В.В.Згура», есть еще и штамп «О.И.Р.У.»).

Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Все лучшее, что попадалось в руки знатоков-искусствоведов и любителей старины, которые были членами ОИРУ, передавалось в музейные собрания, поэтому на первый взгляд листы из собрания самого Владимира Згуры кажутся незначительными. Это архитектурная графика конца XVIII — XIX века: планировки усадеб, дома и служебные постройки, садовые павильоны, церкви. Есть здесь и доморощенные чертежи, выполненные, вероятно, самими владельцами усадьб — любителями искусств или крепостными архитекторами (на выставке показаны проекты иконостасов неизвестных церквей). Важной частью экспозиции являются проекты архитектора московского ампира Афанасия Григорьева, монографию о котором Владимир Згура планировал написать.

В августе 1930 года НКВД ликвидировал ОИРУ за деятельность «вне всякой связи с задачами социалистического переустройства». Многие члены общества были репрессированы и погибли. Но Владимир Згура ушел из жизни раньше: летом 1927 года он утонул в Феодосии, ему было всего 24 года.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Аптекарский приказ
«Среди коллекционеров. К 100-летию основания Общества изучения русской усадьбы»
23 декабря — 26 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+