18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Злоключения русских коллекционеров и меценатов в 2022 году

Автор текста
Анна Савицкая
Джереми Деллер. «Английская магия». 2013. Уильям Моррис вышвыривает яхту Романа Абрамовича из Венецианской лагуны. Фрагмент экспозиции в павильоне Великобритании на 55-й Венецианской биеннале. Фото: Jeremy Deller
Джереми Деллер. «Английская магия». 2013. Уильям Моррис вышвыривает яхту Романа Абрамовича из Венецианской лагуны. Фрагмент экспозиции в павильоне Великобритании на 55-й Венецианской биеннале.
Фото: Jeremy Deller
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

К концу года российские патроны международного искусства оказались в плачевном положении: у них больше не берут денег, а принадлежащие им произведения искусства подвергаются арестам. Есть ли выход из этой ситуации?

Для русского искусства и отечественных коллекционеров 2022 год начинался весьма бодро. В разгаре были выставки-блокбастеры коллекции Ивана Морозова в парижском Фонде Louis Vuitton и изделий фирмы Карла Фаберже в лондонском Музее Виктории и Альберта (V&A), немало способствовавшие популяризации русского искусства за рубежом; в Москве только что с размахом открылся Дом культуры «ГЭС-2», созданный на средства и по инициативе миллиардера Леонида Михельсона; «Гараж» Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой продолжал строить новое здание, павильон «Шестигранник» в Парке Горького, и готовился принять ретроспективу немецкой художницы и перформансистки Анне Имхоф; наконец, Петр Авен в декабре 2021-го анонсировал открытие в 2025 году своего музея русского и латышского искусства в Риге. Добавим к этому присутствие российских коллекционеров и меценатов в попечительских советах многих крупных западных музеев, от лондонского Тейт до нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).

Ситуация кардинально изменилась после 24 февраля, когда в ответ на начало СВО на Украине страны Запада стали вводить санкции против российских олигархов (они же — наши самые заметные патроны искусства). Вслед за этим «санкционные» меценаты исчезли из списков музейных попечителей в США и Великобритании. Петр Авен был вынужден покинуть попечительский совет Королевской академии художеств в Лондоне. Музей также вернул ему благотворительный взнос на организацию выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище». Пока непонятны и перспективы частного музея коллекционера в Риге, так как его активы в Соединенном Королевстве арестованы, а в Латвии весной в прессе обсуждали возможность лишения предпринимателя гражданства этой страны. Из попечительского совета Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке попросили и российского миллиардера Владимира Потанина, попавшего под санкции США в декабре. По неофициальным данным, это коснулось большинства меценатов с российскими паспортами, даже если против них не введены санкции.

В щекотливом положении оказался израильский музей холокоста Яд ва-Шем, правление которого подписало обращение к США с просьбой не применять санкции к российскому олигарху Роману Абрамовичу. Однако позже, когда Абрамович все-таки попал под санкции Великобритании, музей выпустил пресс-релиз, в котором сообщалось о приостановке стратегического партнерства с филантропом.

Практика «кэнселлинга» меценатов из России за рубежом порой приобретала и публичные формы.

В мае итальянские левые активисты устроили митинг у палаццо Дзаттере, венецианской резиденции фонда V–A–C, основанного Леонидом Михельсоном (их проект в России — «ГЭС-2»). Молодые люди из организации Global Project вывесили на фасаде здания баннеры с требованием экспроприировать собственность российских олигархов, провели митинг и через несколько часов разошлись. «Все закончилось мирно», — сообщили представители V–A–C в Венеции.

Кроме того, на Западе прокатилась волна арестов имущества — яхт, вилл и самолетов — российских олигархов, которые затронули и обнаруженные в ходе обысков произведения искусства. Впрочем, обыски шли и раньше. Так, Олег Дерипаска под санкциями США с 2018 года, а осенью 2021-го среди предметов, изъятых в его домах в Нью-Йорке и Вашингтоне, были и художественные ценности, в том числе картина Диего Риверы. А когда сквоттеры захватили лондонский особняк, который считался собственностью Дерипаски, они опубликовали видео его интерьеров — там можно заметить живопись Франца Рубо и абстрактную скульптуру Барбары Хепуорт. Кстати, британский бизнесмен Грэм Бонэм-Картер обвиняется в попытке нелегально вывезти в Лондон купленные Дерипаской на торгах в Нью-Йорке произведения искусства и в предоставлении аукционному дому ложных сведений с целью скрыть имя настоящего владельца. США добивается экстрадиции Бонэм-Картера.

Покупать искусство через третьих лиц в обход санкций, конечно, придумал не Олег Дерипаска, это старая, проверенная схема. Так, российские миллиардеры братья Аркадий и Борис Ротенберги попали под санкции США в 2014 году, однако это не помешало им продолжать покупать произведения искусства, в том числе полотна импрессионистов и художников ХХ века.

В июле 2022 года власти США обнаружили на яхте, изъятой у российского олигарха Сулеймана Керимова, яйцо Фаберже. Об этом рассказала заместитель генерального прокурора США Лиза Монако на ежегодной конференции по безопасности в Аспене в штате Колорадо. «Давайте перейдем к самому пикантному — к яхтам. Мы находили действительно интересные вещи… мы нашли яйцо Фаберже — или предполагаемое яйцо Фаберже», — цитирует ее Guardian.

Особенно часто в сообщениях о новых обысках фигурировало имя Алишера Усманова. Сначала немецкие следователи обнаружили на его вилле в баварском Роттах-Эгерне редкие ювелирные изделия, несколько картин и четыре яйца Фаберже (данные Spiegel), затем изъяли картины, в том числе работу Марка Шагала, во время обыска суперъяхты Dilbar (принадлежит сестре олигарха). Впрочем, по поводу Фаберже представитель Усманова заявил, что это просто не имеющие особенной ценности подарки для друзей в Узбекистане. Немецким властям предстоит проверить подлинность изделий и решить, что с ними делать дальше. По закону олигарх должен был сообщить о своей собственности в стране, но, так как Усманов этого не сделал, Германия может временно конфисковать его недвижимость, яхты и ценности.

Еще больше веру частных коллекционеров в музейные гарантии поколебали задержания произведений искусства после окончания выставок.

Так, две картины с выставки Морозова были арестованы в апреле во Франции: «Автопортрет» Петра Кончаловского, принадлежащий Петру Авену, и портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова, принадлежащий Музею авангарда (MAGMA) в Женеве, основанному Вячеславом (Моше) Кантором. Новостей о судьбе этих работ к концу года не появилось, так что можно предположить, что картины останутся во Франции до тех пор, пока их владельцы пребывают под санкциями.

Схожая история с двумя предметами Фаберже с выставки в лондонском V&A, которые связывают с Виктором Вексельбергом. После завершения выставки в мае яйцо «Курочка» (самое первое изделие Фаберже подобного рода) и золотой эмалированный портсигар 1913 года из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге не были возвращены официальному владельцу — зарегистрированной в Панаме компании Lamesa Arts Inc., принадлежащей Вексельбергу. Возвращать или нет экспонаты владельцу, теперь должно решить британское Казначейство.

Коллекционеры из России до известных событий приобретали европейские и американские произведения искусства на $1–1,5 млрд в год (согласно отчету, подготовленному компаниями Deloitte и ArtTactic), так что их уход с международного рынка все-таки станет ощутимым ударом.

Целый ряд бизнесменов, в прошлом известных меценатской деятельностью в России, в последние годы предусмотрительно переориентировал свои программы поддержки культуры и искусства на другие страны, что позволяет им в какой-то мере дистанцироваться от России. Конечно, это работает не всегда. Щедрые взносы в пользу музеев, грантовые программы за рубежом, даже получение гражданства западных стран и готовность создать частный музей не спасли от санкций, например, Романа Абрамовича, Петра Авена и Михаила Фридмана. Зато, например, эмигрировавший еще из СССР уроженец Одессы Леонид (Леонард) Блаватник, который на определенном этапе вел бизнес в России и поддерживал контакты с российской политической элитой, удачно избежал остракизма. Его пожертвования в Великобритании не только принимают, но и называют его именем то новое здание Тейт Модерн, то крыло Национальной портретной галереи.

Есть и те, кто в последнее время развивает культурные и просветительские проекты в странах СНГ. Например, Шалва Бреус, основатель Премии Кандинского и в прошлом издатель журнала «Артхроника», приобрел на аукционе историческое здание больницы середины XIX века в центре Тбилиси и планирует превратить его в музей современного искусства. Фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова в последние года два развернул масштабную деятельность в Узбекистане: программа сохранения модернизма в Ташкенте, реставрация дворца Романовых, план развития и реконструкции местного художественного музея и многое-многое другое. И вот уже Узбекистан попросил ЕС снять санкции с миллиардера. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+