18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Особняку Румянцева вернули парадный фасад, включающий барельеф Ивана Мартоса

Барельеф работы скульптора Ивана Мартоса на фасаде особняка Румянцева. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Барельеф работы скульптора Ивана Мартоса на фасаде особняка Румянцева.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершились работы по реставрации и укреплению фасада примечательного дома на Английской набережной. Именно отсюда начал свою историю знаменитый Румянцевский музей, впоследствии расцветший в Москве

Восстановление фасадов особняка Румянцева — важная веха в процессе сохранения исторического облика Петербурга. За почти 300-летнюю историю дом этот становился свидетелем многих судьбоносных событий. Например, в этом месте Английской набережной, прямо перед особняком, в 1917 году был пришвартован крейсер «Аврора», стрелявший отсюда холостыми патронами по Зимнему дворцу. И именно в этом здании в послевоенные годы родился музей истории города.

Планы по реставрации и укреплению фасадов румянцевского особняка, теперь пребывающего в статусе филиала упомянутого музея, были разработаны уже несколько лет назад. По мнению специалистов, лицевой фасад здания уже давно находился в аварийном состоянии. В 2018 году была проведена комплексная историко-культурная экспертиза, началась подготовка проектной документации, но из-за пандемии коронавируса работы пришлось приостановить. Генеральный подрядчик, компания «Возрождение Петербурга», непосредственно к реставрации приступил в феврале 2022 года, а уже в конце октября завершил ее. Средства для этого, почти 40 млн руб., были выделены из городского бюджета.

Фрагмент барельефа на фасаде особняка Румянцева. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Фрагмент барельефа на фасаде особняка Румянцева.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Особняк неоднократно перестраивался. Первоначально, с 1740-х годов, этой землей владели князья Голицыны. При них построили первое здание — по проекту неизвестного архитектора. Но уже в 70-х годах того же века оно было перестроено Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Вскоре Голицыны продают особняк; затем сменяется несколько владельцев, пока в 1802 году его не приобретает Николай Петрович Румянцев (1754–1826) — государственный деятель, дипломат, покровитель наук и искусств. Он перестраивает здание по проекту Василия Глинки, молодого выпускника Академии художеств, превращая его из обычного частного дома в парадный аристократический особняк. За этот проект Глинка получил звание академика.

В перестроенном здании в 1831 году, уже после смерти Николая Румянцева, его брат Сергей открывает первый в России частный общедоступный музей и библиотеку. После переезда музея в Москву в 1861 году особняк снова переходит из рук в руки; новые хозяева многократно меняют интерьеры, но не трогают фасады. В 1938 году в бывшем особняке Румянцева открывается Музей истории и развития Ленинграда.

Работы по восстановлению и укреплению фасада особняка. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Работы по восстановлению и укреплению фасада особняка.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Серьезные проблемы с парадным фасадом возникли у здания еще в конце XIX века: портик и стена дома все больше отклонялись от вертикали. Архитекторы, приглашенные тогдашними владельцами, пытались подпереть фасадную стену массивным кирпичным сводчатым тамбуром, крыша которого одновременно служила открытым балконом второго этажа. В таком виде фасад особняка дошел до наших дней.

Главные задачи, стоявшие перед современными реставраторами, тоже касались укрепления фасада, что, по мнению специалистов, напрямую связано с проблемой укрепления фундамента всего здания. «Близость Невы, неоднократные в течение года наводнения размывали грунт, основания фундаментов портились. Это все тянулось на протяжении столетий, — рассказал нашему изданию Александр Леонтьев, заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). — Несколько владельцев пытались с этим бороться, а в этом веке уже серьезно пришлось заниматься фактически прикреплением стены к поперечным стенам, отходящим в глубь двора. Нам удалось справиться со всеми проблемами».

Восстановление барельефа работы Ивана Мартоса. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Восстановление барельефа работы Ивана Мартоса.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Реставраторы укрепили фундаменты, закрепили стены, восстановили чугунное ограждение балкона в тимпане и гранитный цоколь, выполнили штукатурные работы. Особенной реставрации потребовал барельеф «Аполлон Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», выполненный в начале XIX века скульптором Иваном Мартосом по проекту Василия Глинки. Часть гипсовой лепнины была утрачена — реставраторы восстанавливали детали в соответствии с рисунками Мартоса. Последний штрих — возвращение на парадный фасад золоченых букв в надписи «От Государственного канцлера графа Румянцова на благое просвещение» — ожидается к концу 2022 года.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+