18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ранний пейзаж Василия Кандинского вернут в семью

Василий Кандинский. «Вид Мурнау с церковью». 1910. Фото: Van Abbemuseum
Василий Кандинский. «Вид Мурнау с церковью». 1910.
Фото: Van Abbemuseum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Нидерландский Музей ван Аббе по решению комиссии по реституции передаст картину «Вид Мурнау с церковью» наследникам еврейской собирательницы искусства, которая владела ею до начала Второй мировой войны

Нидерландская комиссия по реституции, отменив свое недавнее решение в отношении одной из самых важных работ Василия Кандинского, фактически «переобу­лась в прыжке». В итоге картина все-таки должна быть возвращена наследникам еврейской собирательницы искусства, которой она принадлежала до начала Второй мировой войны.

Национальная коллегия, рассматривающая иски и претензии по вопросам украденных и конфискованных нацистами произведений искусства, постановила, что «Вид Мурнау с церковью» (1910) должен быть передан семье Йоханны Маргарет Штерн-Липпман, погибшей в Освенциме в 1944 году.

Полотно с 1951 года находится в собственности нидерландского города Эйндховен и хранится в местном Музее ван Аббе. Институция приобрела его у еврейского торговца Карла Легата, работавшего с Миртилом Франком, мужем фотографа Меты Эрлих. Оба дилера сотрудничали с агентством Мюльмана, которое функционировало как перевалочный пункт для произведений искусства, экспроприированных в оккупированных немцами Нидерландах (их семьи, благодаря этому, не были депортированы).

Двенадцать наследников, объединив усилия, годами боролись за возвращение своего Кандинского и наконец добились успеха — после апелляции на предыдущее решение, принятое комиссией по реституции в январе 2018 года. Первоначально иск отклонили из-за «недостаточного количества фактов и точно установленных обстоятельств, на основании которых можно было бы с достаточной степенью уверенности сделать вывод, что это произведение искусства перестало находиться во владении Штерн-Липпман именно при нацистском режиме».

Экспозиция Музея ван Аббе. Фото: Wikimedia Commons
Экспозиция Музея ван Аббе.
Фото: Wikimedia Commons

Тогда наследники с решением экспертов не согласились и подали гражданский иск против городских властей Эйндховена, требуя пересмотра дела в свете новых доказательств. И городской совет пошел навстречу, в результате чего комиссии, первоначально отказавшейся от рассмотрения дела, пришлось его возобновить. И все благодаря новой улике — открытке 1966 года, в которой жена Миртила Франка называет спорную картину «нашим Кандинским». Это убедило членов комиссии. «Весьма вероятно, что эта работа Кандинского принадлежала к коллекции Маргарет Штерн-Липпман, и вполне возможно, что последняя не по своей воле лишилась произведения в результате обстоятельств, непосредственно связанных с нацистским режимом», — заключили эксперты. Также комиссия подтвердила, что городской совет Эйндховена отказался от права апеллировать к закону о  добросовестном приобретателе.

Немало еврейских семей бежало в Нидерланды, пытаясь спастись от нацистской Германии. С 1940 года, во время немецкой оккупации, многие произведения искусства были брошены, конфискованы у владельцев или вынужденно проданы.

Новый этап начался в ап­реле 2021 года, когда Комитет Конштамма, созданный для исследования и оценки политики Нидерландов в отношении реституции, опубликовал свои рекомендации. Тогда правительство страны приняло новую систему оценки исков о реституции.

В отчете Конштамма рассматриваются недостатки метода «уравновешивания интересов» и подчеркивается важность проведения систематических исследований провенанса экспонатов, находящихся в государственных коллекциях Нидерландов. Там же содержится рекомендация, согласно которой правительству «следует — при определенных обстоятельствах — воздерживаться от апеллирования к закону о добросовестном приобретении работ», который защищает покупателей, не знавших о незаконности сделки.

Реституция пейзажа Кандинского — свежий пример новой реституционной политики Нидерландов, занявших сторону еврейских семей, стремящихся вернуть себе их прежнее имущество. Так, в 2018 году комиссия постановила, что «Картина с домами» (1909) Кандинского должна остаться в амстердамском Стеделейк-музее, потому что занимает «центральное место» в коллекции с 1940 года. Но уже в марте 2022 года, после затяжной судебной тяжбы, работу все же вернули семье первоначального владельца, коллекционера Ирмы Кляйн. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+