18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Троице-Сергиевой лавры теперь доступна онлайн

Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Фото: Московская духовная академия
Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Фото: Московская духовная академия

Впервые в России церковный музей, причем самый крупный в стране, сделал свое собрание православного искусства доступным в Сети

Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре выложил в открытый доступ коллекцию произведений, которые не публиковались прежде. Также музей, как сообщает его пресс-служба, презентует бесплатный образовательный курс по христианскому искусству.

Собрание Церковно-археологического кабинета в лавре — это крупнейшая коллекция произведений искусства из всех находящихся в собственности Русской православной церкви. В течение многих лет она собиралась при одном из самых почитаемых русских монастырей, и за полноту и художественные достоинства ее называют «церковным Эрмитажем».

Среди шедевров собрания — не только предметы культа, но и живописные полотна Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Василия Сурикова и других.

Для публики экспозиция была открыта только в 2018 году, до этого она была доступна лишь студентам академии и узким специалистам. В 2022 году, продолжая новую линию, Церковно-археологический кабинет (ЦАК) преобразовал свое название в Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», сменил логотип и фирменный стиль.

В течение 2022 года сотрудники музея провели огромную работу по исследованию своих фондов и запустили образовательный проект «Сердце русской культуры», который теперь доступен на новом сайте christianmuseum.ru.

Для публикации в цифровом каталоге из собрания в 20 тыс. предметов было отобрано более 1 тыс. вещей. Их высококачественная фотосъемка и каталожные описания разместили на сайте. Большинство произведений в таком качестве публикуются впервые.

Экспозиция Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Фото: Московская духовная академия
Экспозиция Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
Фото: Московская духовная академия

В создании бесплатного образовательного курса по христианскому искусству, размещенного на этом же портале, приняли участие эксперты из разных музеев. Среди них — директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева, научный сотрудник Музеев Московского Кремля Юлия Бузыкина и заведующая сектором экспертизы Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Жанна Белик.

Следующий этап развития — новая экспозиция в пустующих пока помещениях императорского дворца.

Некоторое время назад заговорили об обновлении Сергиева Посада и превращении его в «русский Ватикан». В частности, в 2019 году тогдашний министр культуры Владимир Мединский обсуждал проект воссоздания исторического облика города и его благоустройства, подготовленный бюро «Стрелка» по поручению госкомпании «ДОМ.РФ». Планы предусматривали создание вокруг монастыря культурно-представительского центра, который должен включать музей православного искусства, молодежный православный культурный центр, патриаршую богословскую библиотеку, конгресс-центр, гостиницу, высший церковный суд, корпус синодальных учреждений, миссионерский корпус, патриарший дом приемов, представительства автокефальных церквей и центр православных медиа. Тогда стоимость реализации оценивалась в 140 млрд руб.

Экспозиция Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Фото: Московская духовная академия
Экспозиция Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» в Свято-Троицкой Сергиевой лавре
Фото: Московская духовная академия

Кроме того, важнейшим музеем города является Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. В августе 2022 года его исполнительным директором была назначена Алина Сапрыкина, ранее возглавлявшая Музей Москвы. В настоящее время музей-заповедник готовится представить новую концепцию развития, разрабатываемую при поддержке владыки Феогноста (Гузикова) и, как сообщает пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области, «ориентированную на актуализацию деятельности музея-заповедника, его выставок и событий, рассчитанных на самые разные аудитории».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+