18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Постковидные лестницы взметнулись в калифорнийское небо

Новое здание Художественного музея округа Ориндж. Фото: Steve Cukrov/Alamy/Legion Media
Новое здание Художественного музея округа Ориндж.
Фото: Steve Cukrov/Alamy/Legion Media
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В пригороде Лос-Анджелеса открылось новое здание Художественного музея округа Ориндж. Его внешний облик не лишен экстравагантности, однако прежде всего проектировщики из бюро Morphosis стремились к созданию душевного комфорта для посетителей

Архитектор Том Мейн из лос-анджелесского бюро Morphosis об этом аспекте своей работы отзывается так: «С каждым бывает». Речь о долгостроях, которые грозят затянуться на десятилетия. В его случае это Художественный музей округа Ориндж (OCMA), за который он взялся 14 лет назад, а доделал только сейчас.

Проект торжественно открылся 8 октября. Здание площадью почти 5 тыс. кв. м и стоимостью $94 млн стало финальным и весомым дополнением к Центру искусств Segerstrom, кластеру концертных площадок в роскошном пригороде Коста-Меса, что к югу от Лос-Анджелеса. Этот проект выглядит чрезвычайно динамичным: острое изогнутое строение, облицованное белой терракотовой плиткой, с парящим наклонным атриумом, из которого открывается панорамный вид на небо, галереи и посетителей, идущих по стеклянным пешеходным мостикам наверху. Геометрия атриума чем-то напоминает картину Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. № 2» (1912), которую, как известно, первые критики ехидно окрестили «взрывом на кровельной фабрике». К созданию монументальной скульптуры для террасы на крыше был привлечен Сэнфорд Биггерс.

Еще одна важная особенность здания — множество широких наружных лестниц, ведущих на террасу на крыше, где можно встретиться с друзьями, посидеть, выпить кофе или просто расслабиться. «Мы очень хотели создать пространство для общения, атмосфера которого будет напоминать ту, что царит на лестнице Нью-Йоркской публичной библиотеки или на ступенях у входа в Метрополитен-музей», — говорит 78-летний Мейн, который когда-то уже делал широкую внутреннюю лестницу «фишкой» спроектированного им здания колледжа Купер-Юнион в Нью-Йорке. «Мы хотели придумать что-то очень урбанистическое для этого пригорода», — объясняет он свой замысел в Коста-Месе.

Терасса Художественного музея округа Ориндж. Фото: Orange County Museum of Art
Терасса Художественного музея округа Ориндж.
Фото: Orange County Museum of Art

Директор музея Хайди Цукерман сравнивает новую парадную лестницу с римской архитектурой: формой она напоминает ей Колизей. Цукерман пришла в OCMA в январе 2021-го, но успела сделать многое. В частности, получила от ювелирной компании Lugano Diamonds грант в размере $2,5 млн, благодаря чему вход в музей будет бесплатным в течение следующих десяти лет.

Смена руководства — три состава за десятилетие — стала одной из причин долгостроя. Хотя Мейн крайне сдержан в оценке ситуации, он признает, что существовали «конкурирующие взгляды» относительно музейного здания. Например, выдвигалось предложение построить на этом месте многоквартирные дома. «Выражались самые разные уровни амбиций и желания. Одни говорили: „Давайте построим что-то в три раза больше“. А другие в ответ: „Нет, давайте лучше то, что мы можем себе позволить“», — рассказывает архитектор.

Раньше музею принадлежало помещение в соседнем городе Ньюпорт-Бич, но оно было слишком тесным для постоянной коллекции. Новый OCMA связан с Музеем природы и науки Перо в Далласе, где в 2012 году компания Morphosis создала невероятный атриум и многофункциональное общественное пространство.

Хайди Цукерман, прежде руководившая Художественным музеем Аспена и строительством его крыла по проекту японского архитектора Шигеру Бана, называет новый Музей округа Ориндж «постковидным». «Вы попадаете в пространство роскошное, теплое, наполненное светом. Где не душно. Вы не чувствуете себя как в ловушке, у вас есть доступ к внешнему миру, — говорит она. — Ощущаешь температуру и видишь свет».

Директор стремится к тому, чтобы ее музей был местом отдыха и общественной площадкой, отмечая, что основным побочным эффектом пандемии стал высокий уровень тревоги. «Обеспечение комфорта — вот новый приоритет. Поэтому у нас в музее множество скамеек, достаточно туалетов и есть места, где можно поесть, — говорит она. — Концепт „постпандемийного музея“ — это изменения не только в архитектуре, но и в опыте посетителей. В жару мы раздаем холодные полотенца. Зимой — теплые, чтобы согреться».

Выставка Фреда Эверсли «13 женщин» в Музее искусств округа Ориндж. Photo: Yubo Dong, ofstudio
Выставка Фреда Эверсли «13 женщин» в Музее искусств округа Ориндж. Photo: Yubo Dong, ofstudio

Среди первых выставок — обзор творчества художника Фреда Эверсли, участника движения «Свет и пространство», и экспозиция «13 женщин», посвященная основательницам музея. Также рассматривается возможность возвращения к прежнему формату Калифорнийской биеннале, которая была приостановлена с тех пор, как бывший куратор OCMA Дэн Кэмерон странным образом преобразовал ее в Калифорнийско-Тихоокеанскую триеннале в 2013 году.

Несмотря на то что Мейна часто относят к архитекторам, тесно связанным с изобразительным искусством и художниками, это первый художественный музей в его карьере. Опасается ли он, что его здание затмит выставленные в залах произведения искусства? «Вовсе нет, — отвечает он. — Атриум — самое динамичное пространство. Но мы отделили его и фойе от самих галерей. Когда вы попадаете в галереи, интерьер там совершенно нейтральный, так что можно спокойно сосредоточиться на созерцании предметов искусства. Вашим главным воспоминанием о посещении музея, несом­ненно, станет именно искусство». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+