18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Норильск присматривается к современному искусству и проектирует для него музей

YOmoYO (Максим Свищёв). Из проекта «Маски». 2019. Фото: Кирилл Цай
YOmoYO (Максим Свищёв). Из проекта «Маски». 2019.
Фото: Кирилл Цай

Под эгидой столичного Мультимедиа Арт Музея стартовала региональная программа биеннале «Искусство будущего». Первая выставка проекта уже работает в Заполярье

Контуры региональной программы биеннале «Искусство будущего» начали возникать в не столь уж давние времена, когда слово «международный» в названии того или иного события еще означало то, что и должно означать. В год своего 25-летия, в декабре 2021-го, Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) открыл у себя Первую международную биеннале «Искусство будущего». Среди представленных там 60 проектов было действительно немало зарубежных, которые соединились с целым рядом «отечественных разработок» для демонстрации новых трендов и футуристических идей. Выставка пользовалась большой популярностью: на ней побывало около 300 тыс. человек, а онлайн-платформа биеннале зафиксировала свыше 7 млн уникальных посетителей.

С тех пор многое изменилось. В частности, среди авторов, чьи работы предназначены сейчас для показа в российских регионах, не осталось иностранцев. Но сама эта программа, претерпев изменения, все-таки реализуется. К тому же здание МАММ с начала осени встало на ремонт и откроется не раньше следующей весны, так что региональные векторы приобрели для музея дополнительную актуальность.

Выставка «Избранное» в пространстве Художественной галереи в Норильске. Фото: Кирилл Цай
Выставка «Избранное» в пространстве Художественной галереи в Норильске.
Фото: Кирилл Цай

Турне предполагается довольно обширное, но с определенностью по срокам и составу можно пока говорить о трех выставках. В Екатеринбурге, в Уральском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина, с 1 декабря показывают «Полигон» — персональный проект Екатерины Балабан, выпускницы Школы Родченко. Название подразумевает полигоны мусорных отходов, трактуемые автором как спонтанные произведения ленд-арта; иначе говоря, этот сюжет — про экологию. В Самаре, в галерее «Виктория», 8 декабря откроется групповая выставка, несколько более сложносоставная — из шести авторских проектов. Среди художников — Павел Пепперштейн, а также арт-дуэт Gray Cake (Саша Сереченко и Катя Пряник), Максим Змеев, Дмитрий Кавка, Ростан Тавасиев, Павел Чекулаев. Оборот речи «а также» в данном случае означает, что все упомянутые, кроме Пепперштейна, участники еще и норильской выставки, с которой началась региональная программа биеннале. Это «Избранное», открывшееся для публики в конце ноября, призвано скрасить долгие два месяца полярной ночи.

Выставка, устроенная при поддержке компании «Норникель» (она же была партнером и основного проекта биеннале в Москве), разместилась в пространстве Художественной галереи — подразделения Музея Норильска. Этажей тут не восемь, как в МАММ на Остоженке, а всего один; правда, и сам формат «Избранного» не притязает на глобальную всеохватность. Хотя нет, слегка все же притязает — и даже не на глобальную, а как минимум на галактическую.

Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» на выставке «Избранное». Фото: Кирилл Цай
Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» на выставке «Избранное».
Фото: Кирилл Цай

Проект Ростана Тавасиева «Планетарные туманности» посвящен формированию художественных объектов в космосе. Материалом для таких объектов должны послужить те самые туманности. По мнению известного астрофизика Сергея Попова, их в нашей галактике может насчитываться до 10 тыс., так что простор для воображения велик. Технологии, правда, пока не достигли необходимых высот, но художник, не теряя времени, уже создает эскизы. И даже ориентировочную смету прикинул для одной такой инсталляции. Количество нулей в этих расчетах впечатляет, но на стадии проектирования расходы все же вполне подъемные. Предысторией и деталями своего замысла Тавасиев уже поделился с норильчанами в ходе авторской лекции.

Этот проект очень даже подпадает под категорию «искусства будущего» (срок его возможной реализации — 25–30 тыс. лет), но все же рассматривается устроителями в качестве ответвления от общей концепции выставки. Анна Зайцева, заместитель директора МАММ по выставочной деятельности и сокуратор биеннале (вместе с Алексеем Шульгиным и Марией Лавровой), обрисовала нам общую идею: «Мы рассматриваем здесь то, как уже сложившиеся течения в современном искусстве взаимодействуют с внехудожественными технологиями. Каждый из двух залов мы пытались выстраивать в определенной логике. Можно сказать, что одна из главных тем — виртуальная реальность как предмет исследования, а другая, тоже важная — как машина становится соавтором художника».

Дмитрий Кавка. Из проекта «Гуглонатюрморты». Фото: Кирилл Цай
Дмитрий Кавка. Из проекта «Гуглонатюрморты».
Фото: Кирилл Цай

В частности, соавтором Дмитрия Кавки в проекте «Гуглонатюрморты» выступает нейросеть, которая выбирает объекты для натюрмортов из базы Google Images. Сами графические листы, впрочем, исполнены художником, а не роботом, но все равно на «цифре». Интерактивная инсталляция Валерия Шевченко Performance of Meaning подразумевает содействие не только искусственного интеллекта, но и зрителя. Второй должен начать самовыражаться на большом тачскрине — тогда первый подхватит и разовьет визуальный замысел. А дуэт Gray Cake в видеоработе «Сны машины» пробует подтолкнуть нейросеть к проявлениям бессознательного, предлагая той «уснуть и видеть сны».

Максим Змеев. Из проекта «Type 1.5.11».  Фото: Кирилл Цай
Максим Змеев. Из проекта «Type 1.5.11».
Фото: Кирилл Цай

Максим Змеев (проект Type 1.5.11), взяв за основу постапокалиптическую онлайн-игру, лишает ее азарта и динамики, взамен нагружая свою серию компьютерных коллажей признаками концептуальной фотографии в духе индустриальных каталогов Берндта и Хиллы Бехер. Получившийся у автора мир попутно подвергается еще и социальному исследованию. Павел Чекулаев тоже по-своему преобразует виртуальные игры, возводя события и сюжеты из них в статус типичных теленовостей (видеопроект «Новости»). Художник YOmoYO (Максим Свищев) экспериментирует с телефонными эмодзи, наделяя шаблонные картинки яркой образностью и даже подобием третьего измерения. Павел Зельдович в видеоработе «Фасад» сталкивает между собой прозаическую земную реальность с псевдогламуром из интернета.

Анна Толкачева. «ЦветНор». 2018. Фото: PolArt
Анна Толкачева. «ЦветНор». 2018.
Фото: PolArt

Упомянутые восемь проектов в том или ином виде уже фигурировали на биеннале в Москве. А еще три добавлены по предложению Музея Норильска. Это недавние плоды деятельности арт-резиденции PolArt, которая работает в городе с 2016 года. Тут преобладают местные акценты, хотя авторы и «понаехали» из разных городов. Анна Толкачева из Нижнего Новгорода предоставляет норильчанам возможность — виртуальную, конечно, но осмысленную — менять цветовую среду на улицах и площадях (интерактивный проект «ЦветНор»). Москвичка Мила Михайлова работает уже не с цветом, а со светом, пытаясь сформулировать для города световые дизайн-коды — как ни парадоксально, методами саунд-арта (аудиовизуальная инсталляция «Норсвет»). А екатеринбуржец Андрей Чугунов в медиапроекте «Карты сознания» подступается к проблемам глобального потепления. Тема эта и впрямь актуальна, хотя в Норильске при морозе в 35 градусов за окном она воспринимается все же менее драматично, чем где бы то ни было еще.

Макет здания Арктического музея современного искусства. Фото: Дмитрий Смолев
Макет здания Арктического музея современного искусства.
Фото: Дмитрий Смолев

PolArt — институция молодая, но деятельная. Здесь постоянно привечают художников со всех концов страны (с международностью обстоит сложнее, хотя этим никого и не удивишь сегодня). Хозяева показали приезжим журналистам и отчетную выставку резидентов, и рабочее пространство, и жилые комнаты. Вполне уютно и, главное, тепло. Однако следует добавить, что одной лишь арт-резиденцией, даже вкупе с городской Художественной галереей, Музей Норильска свою деятельность ограничивать не намерен. Планы у него вполне наполеоновские. Речь про музей современного искусства. Для него уже выделено здание бывшего Дома торговли, которое будет реконструировано и достроено. «Этот замысел находится на стадии проектно-сметной документации, — говорит Наталья Федянина, директор Музея Норильска и куратор резиденции PolArt. — Есть и концепция, и эскизный проект, и даже деньги. И есть название — AMMA (Arctic Museum of Modern Art, Арктический музей современного искусства). У нас уже немалая коллекция, она продолжает пополняться. Планируем, что музей откроется в 2026 году».

Здание бывшего Дома торговли. Текущее состояние. Фото: Дмитрий Смолев
Здание бывшего Дома торговли. Текущее состояние.
Фото: Дмитрий Смолев

Сюда тоже пригласили журналистов на экскурсию. Пока, конечно, интерьеры заброшенного торгового центра не производят величественного впечатления, но макет, который установлен при входе в Музей Норильска, смотрится чрезвычайно солидно. Вид у него ультрамодный, однако учтена и память места, по-своему дорогого сердцу горожан. На крыше сохранят прежние буквы в стиле 1970-х, только вместо «Дома торговли» они будут читаться как «Дом говорит». Есть надежда, что ему найдется что сказать.

Норильская художественная галерея
I Международная биеннале «Искусство будущего». Выставка «Избранное»
До 29 января 2023

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+