18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музейная отрасль Монголии получила «Чингисхана»

Фрагмент двери музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Фрагмент двери музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В конце ноября страна широко отпразднует 860-летие Чингисхана. Накануне этой даты в столице Монголии, Улан-Баторе, открылся новый музей, носящий имя легендарного правителя

В центре монгольской столицы состоялось торжественное открытие музея, получившего наименование «Чингисхан». На церемонии выступил с речью президент страны Ухнаагийн Хурэлсух, который выразил намерение развивать музей как международный исследовательский центр. А директор новой институции, академик и экс-министр культуры Сампилдондовын Чулуун сообщил, что «музей входит в десятку лучших в Азии». В ходе церемонии конно­гвардейцы доставили из дворца правительства в новое здание древний символ государственности — девять бунчуков, которые представляют собой древки, увенчанные фрагментами грив белых коней со всей Монголии.

Торжественное открытие музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Торжественное открытие музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Девятиэтажное здание общей площадью около 11 тыс. кв. м было возведено после соответствующего указа президента, обнародованного в июле 2019 года. Несмотря на логистические трудности, связанные с пандемией коронавируса, строительство завершилось лишь с небольшим запозданием, которое не нарушило юбилейных планов.

Сведения об авторском коллективе проектировщиков в официальных сообщениях не встречаются; нигде также не говорится о средствах, потраченных на реализацию проекта. Известно лишь, что строительство велось за счет государственного бюджета.

Хотя военачальник Тэмуджин, объединивший монгольские племена и выбранный в 1206 году ханом под именем Чингис, выступает центральной фигурой в новом музее, хронология здесь отсчитывается от времен гораздо более ранних.

Здание музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Здание музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Задолго до рождения Тэмуджина уже существовала могущественная империя хунну, соперничавшая с Китаем (именно тогда в оборонительных целях возводилась Великая Китайская стена).

При Чингисхане произошел своего рода «перезапуск» империи; после его смерти историю Монголии веками определяли правители-чингисиды, правда во многом под китайским влиянием. В целом экспозиция охватывает около двух тысячелетий — вплоть до революции 1911 года.

Большую историческую протяженность (а заодно и «классовый характер» экспозиции) еще до открытия будущего музея его директор акцентировал в интервью агентству Монцамэ: «Это не музей Чингисхана, а национальный музей, названный его именем. Другими словами, это государственный музей монгольских ханов и знати».

Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей. Фото: Chinggis Khaan Museum
Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Институция возникла не с нуля: в феврале 2020 года ей были переданы фонды прежнего Музея истории монгольской государственности. Хотя тот оказался не единственным источником экспонатов, их аккумулировали из разных мест — в том числе запрашивая копии в иностранных музеях и архивах. Среди важнейших поступлений такого рода — доскональное воспроизведение так называемого «Чингисова камня», древнейшего памятника старомонгольской письменности, хранящегося в Государственном Эрмитаже.

Суммарно в новой институции насчитывается сейчас около 12 тыс. единиц хранения. Несмотря на активное привлечение копий из-за рубежа, 93% этих фондов составляют подлинники, подчеркивают в музее.

Помимо демонстрации артефактов (упомянута, в частности, статуя Чингисхана, выполненная из золота), здесь широко использованы мультимедийные возможности, включая технологии дополненной и виртуальной реальности. Анонсированы детский образовательный центр, пространство для людей с ограниченными возможностями, учебный кинотеатр.

Седло-подкова. XIII в. Фото: Chinggis Khaan Museum
Седло-подкова. XIII в.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Во времена Монгольской Народной Республики, вставшей на путь социалистического развития, культ Чингисхана на официальном уровне не поддерживался, однако в последние три десятилетия его фигура все чаще воспринимается в качестве основополагающей для национальной идентичности.

Ярким проявлением такого тренда стал, например, первый в Монголии музей Чингисхана, построенный возле селения Цонжин-Болдоге в окрестностях Улан-Батора еще в 2008 году. Его округлое здание служит постаментом для гигантской конной статуи правителя высотой 40 м. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+