18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Могила «последнего авангардиста» найдена в Алма-Ате

Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент. Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
Леонид Леонтьев. «Портрет Сергея Калмыкова». Фрагмент.
Фото: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В бывшей столице Казахстана после долгих поисков обнаружено и облагорожено захоронение художника Сергея Калмыкова, ученика Кузьмы Петрова-Водкина и героя романа Юрия Домбровского

После почти полувека забвения и десяти лет активных поисков энтузиасты нашли место захоронения Сергея Калмыкова (1891–1967). Авангардист и экспрессионист, ученик Кузьмы Петрова-Водкина и член АХРР, он прожил сложную жизнь. Вторую ее половину и печальную старость провел в Алма-Ате, где привлекал всеобщее внимание своим странным обликом и поведением на грани сумасшествия, превратившись в легенду и местную достопримечательность. Именно так он был описан в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», и таким же предстал в проекте казахстанского павильона на Венецианской биеннале 2022 года LAI–PI–CHU–PLEE–LAPA. Centre for the New Genius арт-группы ORTA.

Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Проект в павильоне Казахстана на Венецианской биеннале 2022 г. был посвящен образу Сергея Калмыкова.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Сергей Калмыков умер в больнице одиноким и был похоронен за казенный счет. Тогда только благодаря расторопности директора Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г.Шевченко, обратившейся в Минкульт, его работы не сгинули. Из опустевшей комнаты старика в галерею, ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева, были вывезены картины и рисунки. Сегодня в фондах музея самая крупная в мире коллекция его произведений (1111 работа).

Где именно похоронен Сергей Калмыков, долгое время было неизвестно. Но казахстанские энтузиасты после длительных поисков сумели отыскать его безымянную могилу и привести ее в порядок. Открытие совершили исследователь-некрополист Георгий Афонин и журналистка Евгения Морозова, рассказавшие об этом на презентации проекта «Калмыков. Последний приют» в том самом Музее искусств им. Кастеева, который хранит его наследие.

Сергей Калмыков за работой. Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан
Сергей Калмыков за работой.
Фото: Центральный Государственный Архив Республики Казахстан

Георгий Афонин искал захоронение Калмыкова более десяти лет. Около года назад его единомышленнице Евгении Морозовой помог случай: местный житель Олег Федоров упомянул, что знает местонахождение могилы Калмыкова, так как поблизости похоронена его мать, тоже художница. Указанный им участок на старом алма-атинском кладбище, Центральном, оказался заросшим, не имеющим никаких опознавательных надписей. После месяцев розысков наконец в книге регистрации захоронений, хранящейся в Государственном архиве города Алма-Аты, нашлось подтверждение. Энтузиасты — Наталья и Анатолий Кулаковы — привели в порядок могилу, установили ограду и крест с именной табличкой взамен утраченной. Осталось установить более солидное надгробие, но для этого требуется и более серьезное финансирование. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+