18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника

Лиана Рогинская. Фото: facebook.com/ekaterina.kondranina
Лиана Рогинская.
Фото: facebook.com/ekaterina.kondranina

Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания

На одной из поздних картин Михаила Рогинского, изображающей обычный московский двор с многоэтажками, можно разглядеть черную женскую фигурку, гуляющую с двумя собаками. Лиана рассказывала, что это ее портрет. Один из апостолов нонконформистского искусства, Рогинский знаменит своими «портретами» бедных советских вещей и предметов, традиционных портретов он не писал, но свою вторую жену и главную музу видел как необходимый элемент своей художественной вселенной.

Они познакомились на одной из полуподпольных выставок в Москве. К этому моменту Рогинский уже был важной фигурой в московском арт-сообществе, а Лиана (или Нана, как ее звали друзья) — начинающим искусствоведом, она была моложе на 20 лет. Но несмотря на авторитет художника в своем кругу, бытовая жизнь их была трудной. Как рассказывает в своей лекции на «Арзамасе» завотделом новейших течений Третьяковки Ирина Горлова: «Все друзья Рогинского говорят о страшной неустроенности и бедности, в которой жили Рогинские. Нана подрабатывала вязанием, несмотря на то что она была дипломированным историком искусства. Но чтобы как-то существовать и помогать первой семье, где остался сын, Рогинскому средств не хватало, они жили очень трудно и тяжело».

В результате они решили эмигрировать. Собирались в Америку, но туда нельзя было взять двух любимых собак — так чета в 1978 году оказалась во Франции.

Коммерческого успеха у Рогинского в Париже не случилось, и Лиана работала на разных поприщах, зарабатывая деньги, чтобы ее муж мог спокойно писать картины. В маленькой парижской квартире все стены занимали холсты, иногда висевшие в несколько слоев. Его поздний период был очень плодотворным, но в постсоветское время на родине Рогинского воспринимали в основном по его ранним вещам 1960-х, к которым с легкой руки поэта Генриха Сапгира приклеился термин «русский поп-арт», не очень устраивавший самого художника. В конце 1990-х и начале 2000-х в Москве состоялось несколько его выставок, в том числе большая «Пешеходная зона» в Третьяковке, и потом — в Русском музее, которая открыла публике «нового» Рогинского, не столько концептуального художника, сколько живописца.

После смерти Рогинского в 2004 году устройство выставок осложнялось нерешенным вопросом с его наследием. Он не оставил завещания, и первая семья художника — жена и сын — претендовала на его часть. По этой причине была со скандалом отменена планировавшаяся выставка в ГМИИ. Лиана Рогинская готова была фанатично отстаивать свои права в судах.

Тем не менее Лиана Рогинская, чувствуя свою миссию, пыталась организовывать выставки, выпускать книги — в издательстве НЛО вышел сборник мемуаров о художнике «Дураки едят пироги», а в 2014 году в Венеции в рамках официальной программы 14-й Международной архитектурной биеннале открылась выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери». Она была организована Фондом Рогинского, соучредителями которого стали Лиана Рогинская и меценат Инна Баженова при поддержке фонда In artibus и в сотрудничестве с CSAR — Центром изучения культуры России при Университете Ка’Фоскари. Это был первый большой (120 живописных работ) показ художника на международной сцене.

«Благодаря Лиане Рогинской, — говорит Инна Баженова, — я по-настоящему познакомилась с творчеством Михаила Рогинского. Мы вместе сделали несколько посвященных художнику крупных проектов, например выставку „По ту сторону красной двери“ в рамках 14-й Архитектурной биеннале в Венеции. Лиана Рогинская играла важную роль в систематизации наследия художника и останется в памяти как его спутница, талантливый искусствовед и яркая, неординарная личность».

В одном из интервью Лиана говорила: «Когда-нибудь — неважно, сколько пройдет времени, неважно, увижу я это или нет, — картины Миши будут висеть в самых крупных музеях рядом с другими большими художниками ХХ века — рядом с Ротко, с Бэконом, с Фрейдом, потому что им место там». Хочется надеяться, что ее мечта осуществится.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+