18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Этот обманчивый кубизм: выставка про иллюзии в Нью-Йорке

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

На выставке «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее рядом с работами Жоржа Брака, Хуана Гриса, Пабло Пикассо представлены произведения XVII–XIX веков

Казалось бы, что принципиально нового можно поведать о кубизме? Этот интернациональный стиль, получивший с конца 1900-х и на протяжении 1910-х годов широкое распространение не только в Европе, но и по всему миру, буквально с момента зарождения был обставлен теориями и толкованиями. За 100 с лишним лет набралось бесчисленное множество посвященных ему выставок и исследований. Однако нью-йоркский Метрополитен-музей предлагает сейчас, по выражению его директора Макса Холляйна, «ошеломительный новый взгляд» на это художественное явление.

В основу нынешнего «перепрочтения» кубизма положена традиция, которая как минимум на три тысячелетия старше всякого модернизма. Даже не вдаваясь в эпоху Древнего Египта и Месопотамии, можно вспомнить хотя бы про древнегреческого живописца Зевксиса, изобразившего, согласно легенде, кисть винограда настолько достоверно, что птицы слетались за поживой. Принцип мимесиса, то есть подражания реальности, в той или иной форме сказывался на европейской культуре много веков, породив, помимо прочего, феномен под названием тромплёй (фр. trompe-l’oeil, «обман зрения»), или, в русском обиходе, «обманки».

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art

Такого рода произведения, созданные в XVII–XIX веках, обильно представлены на выставке «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» — наряду с работами Жоржа Брака, Хуана Гриса, Пабло Пикассо. Среди художников, отвечающих в проекте за старую добрую иллюзорность, есть как европейцы, так и американцы. В списке фигурируют Луи-Леопольд Буальи, Корнелис Норбертус Гисбрехтс, Уильям Харнетт, Самюэл ван Хогстратен. Цепь историко-эстетических сопоставлений их с модернистами понадобилась кураторам выставки Эмили Браун и Элизабет Коулинг для того, чтобы подчеркнуть: стремясь порвать с натуроподобием, первые кубисты в качестве инструмента охотно пользовались приемами как раз из арсенала адептов trompe-l’oeil.

Экспонаты на выставку одолжили полтора десятка музеев из Европы и США; особую благодарность устроители выразили парижским институциям — Музею Пикассо и Центру Помпиду. В десяти тематических залах развернута экспозиция, подразумевающая интенсивный сравнительный анализ. Его результаты не должны оставлять у зрителя сомнений в том, что живописные работы, скульптуры и коллажи кубистического толка одновременно и пародировали, и актуализировали традицию «обманок». Особенно явно это ощущается в натюрмортах, где приверженцы нового тогда направления бурно экспериментировали с фактурами и текстурами (например, внедряли в изображения инородные вклейки из типографской продукции), провоцируя подмену визуального восприятия.

Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее. Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art
Экспозиция «Кубизм и традиция визуальных „обманок“» в Метрополитен-музее.
Фото: Paul Lachenauer/The Metropolitan Museum of Art

Предъявленное на выставке понимание предмета кажется менее экстравагантным, чем, например, популярная версия насчет того, что кубизм — это всего лишь производная от пристрастия ряда художников к абсенту. Да и «доказательная база» для обоснования концепции, связанной с trompe-l’oeil, у кураторов набралась солидная. Хотя концепция эта все же вряд ли полностью затмит более привычные представления об истоках кубизма, будь то африканская скульптура, живопись Поля Сезанна или метаморфозы индустриальной эпохи.  

Метрополитен-музей
Кубизм и традиция визуальных «обманок»
До 22 января 2023

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+