18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женский век от Гончаровой до Турновой

Ирина Петракова. Без названия. 2022. Фото: Alina Pinsky Gallery
Ирина Петракова. Без названия. 2022.
Фото: Alina Pinsky Gallery
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц

Alina Pinsky Gallery декларирует, что не «присягала феминизму». Тем не менее выставка исследует такие проклятые вопросы современности, как: что такое женская эстетика, что есть сугубо женское в художественном творчестве, транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или ищут свою достоверность — создают ли свою красоту? Отсюда и название, позаимствованное у французской феминистки и философа Люс Иригарей.

Сколько художницы ни отстаивали свои права, социум не всегда воспринимал их серьезно. Так и тут: с одной стороны, все представленные на выставке авторы уже вошли в историю искусства, но с другой — примерно половина из них упоминается в связи с их спутниками — мужьями или соратниками — и, часто, на вторых позициях, в роли помощниц и вдохновительниц.

Миф о женщине-музе оказался невероятно живуч. «Почему бы нам не считать Ларионова „музой“ Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина „музами“ Веры Пестель?» — провокационно вопрошает пресс-релиз.

Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930. Фото: Alina Pinsky Gallery
Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Экспозиция охватывает около 100 лет — с 1930 года до нынешних дней. Каждая из 18 участниц — самобытный мастер и заслуживает отдельного разговора.

Нам предстоит встреча с превосходными живописцами, чьи произведения — услада для глаз, даже если зритель не готов погружаться в феминистскую повестку.

Наталия Гончарова (1881–1962) представлена акварельным эскизом декораций к балету (1940-е), Вера Пестель (1887–1952) — «Обнаженной» (1935). Мы увидим несколько идиллических работ 1930-х годов Маревны (1892–1984) и «Абстракцию» (1959) активной участницы Лианозовского кружка Ольги Потаповой (1892–1971), чьим «музом» и мужем был художник Евгений Кропивницкий.

Организаторам удалось найти абстракции 1950-х Анны Старицкой (1908–1981), уроженки Полтавы, большую часть жизни прожившей в Париже, и Риммы Заневской (1930–2021), звезды советского кинетизма 1960-х — ее первым мужем и вдохновителем был поэт Генрих Сапгир.

Наталия Турнова. Из серии «Диагноз». Фото: Alina Pinsky Gallery
Наталия Турнова. Из серии «Диагноз».
Фото: Alina Pinsky Gallery

Одна из лидеров советского нонконформизма Лидия Мастеркова (1927–2008) представлена двумя «Композициями» (конец 1950-х — начало 1960-х). Алена Кирцова, у которой в качестве support team выступает супруг, архитектор Юрий Аввакумов, покажет абстракции середины 1980-х: «Вид на набережную с Москворецкого моста…» и масштабные «Интерьер коридора с зеркалом» и «Окно с занавесками».

Традиционно многофигурная Натта Конышева (1935–2022) — для тех, кто любит погружаться в живописный хаос, рассматривать детали — мельтешение фигур на холсте («Презентация книги Лаврина „Хроники Харона“», 1993). И по контрасту — произведения Натальи Турновой — окошки в воображаемый мир великанов: такого эффекта художница добивается за счет того, что задает масштаб изображения больше, чем может уместить холст, и в результате мы видим портреты гигантов.

Вика Бегальская. «Летчица». 2008. Фото: Alina Pinsky Gallery
Вика Бегальская. «Летчица». 2008.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Также свое восприятие красоты и ее интерпретацию продемонстрируют такие разные художницы, как Мария Серебрякова (р. 1965), Вика Бегальская (р. 1975), Александра Паперно (р. 1978), Ирина Петракова (р. 1980), Мария Кошенкова (р. 1981), Федора Акимова (р. 1987), Дуня Захарова (р. 1987) и Света Холлис (р. 1995).

Статью в каталог написала Людмила Бредихина. Женский вариант русского искусства XX — начала XXI века для частной галереи выглядит вполне убедительно. 

Alina Pinsky Gallery
«И как нам создавать свою красоту?»
До 30 января 2023

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+