18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Моне — Митчелл: живописная эстафета

Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971. Фото: Joan Mitchell Foundation
Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971.
Фото: Joan Mitchell Foundation
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Параллели в творчестве великого импрессиониста и представительницы абстрактного экспрессионизма можно проследить в парижском Фонде Louis Vuitton

Встреча двух звезд. Клод Моне (1840–1926) — самый известный импрессионист. От его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) отсчитывается начало этого направления в искусстве, которое создало новое представление о возможностях визуального восприятия мира. Джоан Митчелл (1925–1992) — одна из родоначальниц абстрактного экспрессионизма. Большую часть творческой жизни она провела во Франции, в тех же местах, где жил и работал Моне. От ее мастерской в Ветей до Живерни, воспетого Моне, меньше 20 км.

Одним из первых, кто обратил внимание на родство двух течений в искусстве — импрессионизма и абстрактного экспрессионизма, был Клемент Гринберг. В начале 1950-х годов он заметил, что найденное Моне было не столько новым, сколько всеобъемлющим принципом. Он заключался в сущности самого искусства, в его «абстрактности».

Оба мастера изображали берега Сены. Моне отсылал к ощущениям, Митчелл — к чувствам. «Кувшинки» Моне — это отказ от формальных контуров в пользу цвета, который художник определял, улавливая мимолетный свет.

Митчелл как-то заметила: «Музыка, стихи, пейзаж и собаки заставляют меня хотеть рисовать… Я рисую из воспоминаний о пейзажах, которые ношу с собой. Я определенно никогда не смогу отразить природу. Я хотела бы больше рисовать то, что она оставляет мне». Поэтому на картинах «Красное дерево» и «Зеленое дерево» эти цвета еще надо поискать. Несмотря на то что первая крупная выставка Митчелл во Франции состоялась 40 лет назад в Музее современного искусства Парижа, художница мало знакома европейскому зрителю.

Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924. Фото: Musée Marmottan Monet
Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924.
Фото: Musée Marmottan Monet

Кураторы «Диалогов» во главе с Сюзанн Паже, арт-директором Фонда Louis Vuitton, строго придерживаются паритета: 35 произведений Моне, в том числе 25 из Музея Мармоттана — Моне, держателя «Водяных лилий» и других шедевров художника, и 35 картин и пастелей Митчелл из разных музеев и частных коллекций. Десять ее произведений принадлежат самому фонду, в том числе одно из самых известных — «Нет комнаты в конце». Оно создано под впечатлением от пейзажей в Ветей.

Оба художника мыслили и работали сериями. Поэтому хитами «Диалогов» стали триптих «Агапантус» Моне (около 1915–1926) и десять картин Митчелл из серии «Великая долина» (1983–1984).

«Агапантус» создавался как часть проекта «Большое украшение» для Музея Оранжери. В какой-то момент Моне переписал триптих размером 2 на 13 м, заменив агапантусы на кувшинки. Иногда его называют «Водяные лилии». Моне считал его одной из своих четырех лучших серий. Триптих оставался в мастерской художника до 1950-х годов, пока не был продан по отдельности в музеи Кливленда, Сент-Луиса и Канзас-Сити. «Агапантус» впервые демонстрируется в Европе в полном составе. Яркая эмоциональная «Великая долина» также впервые собрана в такой полноте.

Ретроспектива Митчелл представляет 50 произведений из серий, созданных в основном в годы жизни во Франции. Художница родилась в Чикаго, рано начала рисовать, иногда отвлекаясь на фигурное катание (была чемпионкой Среднего Запада в парном катании среди юниоров), скачки и плавание. В 18 лет, учась в художественной школе, получила первую персональную выставку. В 1948 году в первый раз съездила в Париж, в 1950-е обосновалась в Нью-Йорке, где познакомилась с Элен и Виллемом де Кунингами и быстро вошла в круг экспрессионистов. Дружила с Беккетом и Риопелем, с 1968 года жила в Ветей, проводя выставки по обе стороны Атлантики. Митчелл стала самой европейской из американских художниц. Серия «Без птиц» оммажирует Винсенту ван Гогу. «Юг» является откликом на знаменитую серию Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар».  

Фонд Louis Vuitton
Моне — Митчелл. Диалог
Митчелл. Ретроспектива
До 27 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+