18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Моне — Митчелл: живописная эстафета

Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971. Фото: Joan Mitchell Foundation
Джоан Митчелл. «Вспаханное поле». 1971.
Фото: Joan Mitchell Foundation
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Параллели в творчестве великого импрессиониста и представительницы абстрактного экспрессионизма можно проследить в парижском Фонде Louis Vuitton

Встреча двух звезд. Клод Моне (1840–1926) — самый известный импрессионист. От его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) отсчитывается начало этого направления в искусстве, которое создало новое представление о возможностях визуального восприятия мира. Джоан Митчелл (1925–1992) — одна из родоначальниц абстрактного экспрессионизма. Большую часть творческой жизни она провела во Франции, в тех же местах, где жил и работал Моне. От ее мастерской в Ветей до Живерни, воспетого Моне, меньше 20 км.

Одним из первых, кто обратил внимание на родство двух течений в искусстве — импрессионизма и абстрактного экспрессионизма, был Клемент Гринберг. В начале 1950-х годов он заметил, что найденное Моне было не столько новым, сколько всеобъемлющим принципом. Он заключался в сущности самого искусства, в его «абстрактности».

Оба мастера изображали берега Сены. Моне отсылал к ощущениям, Митчелл — к чувствам. «Кувшинки» Моне — это отказ от формальных контуров в пользу цвета, который художник определял, улавливая мимолетный свет.

Митчелл как-то заметила: «Музыка, стихи, пейзаж и собаки заставляют меня хотеть рисовать… Я рисую из воспоминаний о пейзажах, которые ношу с собой. Я определенно никогда не смогу отразить природу. Я хотела бы больше рисовать то, что она оставляет мне». Поэтому на картинах «Красное дерево» и «Зеленое дерево» эти цвета еще надо поискать. Несмотря на то что первая крупная выставка Митчелл во Франции состоялась 40 лет назад в Музее современного искусства Парижа, художница мало знакома европейскому зрителю.

Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924. Фото: Musée Marmottan Monet
Клод Моне. «Дом художника, вид из розового сада». 1922-1924.
Фото: Musée Marmottan Monet

Кураторы «Диалогов» во главе с Сюзанн Паже, арт-директором Фонда Louis Vuitton, строго придерживаются паритета: 35 произведений Моне, в том числе 25 из Музея Мармоттана — Моне, держателя «Водяных лилий» и других шедевров художника, и 35 картин и пастелей Митчелл из разных музеев и частных коллекций. Десять ее произведений принадлежат самому фонду, в том числе одно из самых известных — «Нет комнаты в конце». Оно создано под впечатлением от пейзажей в Ветей.

Оба художника мыслили и работали сериями. Поэтому хитами «Диалогов» стали триптих «Агапантус» Моне (около 1915–1926) и десять картин Митчелл из серии «Великая долина» (1983–1984).

«Агапантус» создавался как часть проекта «Большое украшение» для Музея Оранжери. В какой-то момент Моне переписал триптих размером 2 на 13 м, заменив агапантусы на кувшинки. Иногда его называют «Водяные лилии». Моне считал его одной из своих четырех лучших серий. Триптих оставался в мастерской художника до 1950-х годов, пока не был продан по отдельности в музеи Кливленда, Сент-Луиса и Канзас-Сити. «Агапантус» впервые демонстрируется в Европе в полном составе. Яркая эмоциональная «Великая долина» также впервые собрана в такой полноте.

Ретроспектива Митчелл представляет 50 произведений из серий, созданных в основном в годы жизни во Франции. Художница родилась в Чикаго, рано начала рисовать, иногда отвлекаясь на фигурное катание (была чемпионкой Среднего Запада в парном катании среди юниоров), скачки и плавание. В 18 лет, учась в художественной школе, получила первую персональную выставку. В 1948 году в первый раз съездила в Париж, в 1950-е обосновалась в Нью-Йорке, где познакомилась с Элен и Виллемом де Кунингами и быстро вошла в круг экспрессионистов. Дружила с Беккетом и Риопелем, с 1968 года жила в Ветей, проводя выставки по обе стороны Атлантики. Митчелл стала самой европейской из американских художниц. Серия «Без птиц» оммажирует Винсенту ван Гогу. «Юг» является откликом на знаменитую серию Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар».  

Фонд Louis Vuitton
Моне — Митчелл. Диалог
Митчелл. Ретроспектива
До 27 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+