18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уильям Кентридж: «Я использую образы, которыми вы пропитаны»

Уильям Кентридж. Фото: Picture Alliance/TASS
Уильям Кентридж.
Фото: Picture Alliance/TASS
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

График, аниматор и режиссер Уильям Кентридж, чья выставка сейчас идет в лондонской Академии художеств, рассказал о культурном опыте, который сформировал его как личность и как художника: о живописи Миро, музыке Шостаковича и поэзии Маяковского

Уильям Кентридж родился в 1955 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Художественную карьеру начал с крупномасштабных рисунков, часто сделанных углем, которые становились основой для его своеобразной анимации. Ныне он создает кино- и видеоинсталляции, скульптуру, гобелены, перформансы и кукольный театр. Он насыщает их образами и идеями, почерпнутыми из собственной биографии, обличает жестокость апартеида в Южной Африке, а также поднимает более широкие темы — от колониализма до коммунизма.

Уильям Кентридж. Кадр из видео «Записки к образцовой опере». 2015. Трехканальная видеоинсталляция. Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts
Уильям Кентридж. Кадр из видео «Записки к образцовой опере». 2015. Трехканальная видеоинсталляция.
Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts

Почему в качестве материала вы выбираете уголь, причем большие его куски?

Когда вы работаете с перьевой или шариковой ручкой, вы точно знаете, где находится ее кончик. Но если вы работаете с куском угля толщиной, скажем, с ваше запястье, вам не видно, в какой точке он соприкасается с бумагой. Вы вынуждены полагаться на свою руку, свое плечо, вынуждены позволить углю самостоятельно прокладывать путь по листу бумаги. И очень часто следы угля, которые кажутся почти случайными в тот момент, когда он касается бумаги, на деле оказываются очень точными.

А как вы добиваетесь изменения линий рисунка углем, которые так хорошо видны в вашей анимации?

Смысл угля в том, что вы можете действовать со скоростью мысли. Можно рисовать углем целый час, а потом одним движением куска замши все стереть, и у вас останется только серый след, потемнее или посветлее. Если вы хотите изменить что-то: линию горизонта, слово, — это можно сделать так же быстро, как подумать: «Нет, на самом деле я имел в виду не то, а вот это». Так что уголь дает гибкость, близкую к творческому процессу в анимации, к процессу, в котором рисование понимается как поток, как перетекание одной вещи в другую.

Понятие потока свойственно вашей эстетике, и вы используете его почти на подсознательном уровне. Я понял это, когда смотрел «Таблицу приливов» (2003): сначала бесконечные коровы, а потом на мгновение возникает рембрандтовская туша быка. Вы используете образ как взрывное устройство?

Я использую образы, которыми вы пропитаны (особенно если вы художник). В фильме «Таблица приливов» есть часть, которая была создана в период эпидемии СПИДа в Южной Африке, около 2003 года. Тогда многие люди умирали. В ЮАР СПИД известен как «болезнь, которая худит»: люди становятся очень худыми перед смертью. В моем сознании это каким-то образом соединилось с образом тощих и тучных коров из сна фараона, который толковал Иосиф. И в этом ряду был образ, созданный Рембрандтом, который иллюстрирует, во что превращается корова, когда становится говядиной.

Уильям Кентридж. «Достаточно этого скандала». 2020. Рисунок чернилами на странице из энциклопедии. Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts
Уильям Кентридж. «Достаточно этого скандала». 2020. Рисунок чернилами на странице из энциклопедии.
Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts

Кто был первым художником, чье творчество сильно вас впечатлило?

Когда я был маленьким, старшая сестра купила мне в подарок каталог выставки Уильяма Хогарта. Для меня это было открытие: нарратива, сатиры, гравюры. Но рос я, видя в первую очередь Жоана Миро и во вторую — Поля Сезанна и Анри Матисса. У нас дома были Сезанн, Матисс, Миро и Амедео Модильяни. Мои родители были йоханнесбургскими адвокатами, так что это, конечно, были не подлинники, а репродукции, но четырехлетним ребенком я не мог отличить репродукцию от настоящей картины. У меня в комнате с самого моего рождения висела картина Миро, и она меня завораживала. Я пытался понять: что это? это глаз? а это лицо? То же самое с Сезанном: это человек стоит на краю дороги или просто мазок краски? И с Матиссом: почему один лист на дереве квадратный, а другой в форме обычного листа? Именно неразгаданные загадки заставляют снова и снова возвращаться к картине.

Разумеется, были и другие. Позже, когда я учился в Университете Витватерсранда (с 1973 по 1976 год), я открыл для себя Георга Гросса и фотомонтажи Джона Хартфилда — так что да, новая вещественность была очень важна, когда я изучал искусство. Конечно, во времена моего студенчества существовало своего рода напряжение между американской живописью цветового поля, которую продвигала художественная школа, и фигуративностью Фрэнсиса Бэкона в Британии и другими формами модернизма, не ушедшими от фигуративности, в том числе такими южноафриканскими художниками, как Дюмиле Фени. Важную роль также играл Макс Бекман. И конечно, во всем этом было очень много Гойи.

К какому художнику прошлого вы сейчас обращаетесь чаще всего?

В последнее время очень много к Эдуарду Мане. И еще к русским конструктивистам. Часто это зависит о того, над какими проектами я работаю. Я только что закончил большой проект о Дмитрии Шостаковиче и об отношениях между художниками и государством в Советском Союзе. Я обращался к Соломону Телингатеру, великому книжному графику и иллюстратору 1930-х, к художественным работам и текстам Владимира Маяковского, они занимали мои мысли в последние годы. В видеоинсталляции «О! Верить в другой мир» в лондонской Goodman Gallery появляется Всеволод Мейерхольд, великий театральный режиссер, который пал жертвой сталинизма, как и многие другие художники. Фотография в кадре — из его дела, анфас и в профиль, она была сделана незадолго до его казни. В некотором роде она задает тему, вы видите ее в начале и в финале фильма.

Уильям Кентридж. Кадр из видео «Ожидание Сивиллы». 2020. Одноканальная видеоинсталляция. Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts
Уильям Кентридж. Кадр из видео «Ожидание Сивиллы». 2020. Одноканальная видеоинсталляция.
Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts

У меня также создалось впечатление, что в некоторых проектах вас интересовала абстракция, например в «Сивилле».

Этот конкретный проект возник потому, что Александр Колдер создал проект с мобилями для Римской оперы и они обратились ко мне с предложением сделать что-нибудь в ответ на эту вещь. (Фильм «Сивилла» основан на камерной опере «В ожидании Сивиллы», заказанной Оперным театром в Риме в 2019 году. — TANR.) В Колдере есть своего рода невинность, в этих мобилях. Они не призваны ничего делать, кроме как услаждать взор своими движениями. А мы как будто бы говорили: «Если бы эти движения нужно было использовать с какой-то целью, что бы они могли сказать миру?» Эта невинность 1960-х (вещь Колдера была создана в 1969 году) — сейчас к ней очень трудно почувствовать причастность, так что наш проект стал переходом от просто мобилей к вопросам о поиске своей судьбы, о попытке спастись от судьбы, о преждевременной смерти. Мы обращались ко множеству источников. Некоторые из них — оммажи конкретным изображениям (костюмам Казимира Малевича, например), но в них проникают местные и другие материалы и методы работы. Мы придумали использовать картонные фигуры, которые позволяют нам превращать людей наполовину в марионеток, наполовину в актеров. Мы с дизайнером Гретой Горис уже десятилетие работаем с костюмами из бумаги и других материалов в разных проектах. Ну и у меня в голове всегда четыре сивиллы Микеланджело с потолка Сикстинской капеллы.

Давайте поговорим о современном искусстве. Каких современных художников вы бы выделили?

Боже! Разные работы разных художников в разных экспозициях. Например, выставка Ансельма Кифера в Королевской академии. Второй зал, большой, с этими прекрасными темными деревянными вещами, огромными пейзажами. Они такие сильные, что я часто к ним возвращаюсь. Выставка Корнелии Паркер в Тейт. Про некоторые вещи я думаю: «Черт, если бы это пришло в голову мне, я бы обязательно это сделал!» Но это пришло в голову не мне, а ей. Например, расплющенные духовые инструменты. Я подумал, что это потрясающий способ представить духовые инструменты, такой взорванный взгляд. Вот такие моменты. Их очень много, но из последних эти выделяются особенно сильно.

Я обычно спрашиваю художников, что висит на стенах их мастерской, но в случае с вами я, как ни странно, знаю ответ.

Да, в цикле «Уроки рисования» — серии бесед с самим собой — меня снимают в мастерской два раза, по разу с каждой стороны стола, а потом видео склеивается посередине. На фоне всегда виден материал, который находится в мастерской в данный момент, и вся серия — думаю, сейчас этих уроков рисования уже около 20, — это одновременно и фиксация того, что находится в мастерской.

В последнее время я делал серию фильмов (это был мой карантинный проект) о жизни в мастерской. Девять эпизодов. Пока что название этой серии «Автопортрет в виде кофейника». Она дает возможность увидеть мастерскую как голову изнутри — увидеть мысли, которые двигаются в ее стенах.

Скульптура «Мотор» Уильяма Кентриджа в экспозиции Королевской академии художеств. Фото: David Parry/Royal Academy of Arts, London
Скульптура «Мотор» Уильяма Кентриджа в экспозиции Королевской академии художеств.
Фото: David Parry/Royal Academy of Arts, London

Есть ли какие-то неотъемлемые, зафиксированные элементы мастерской?

Старая 35-миллиметровая кинокамера, на которую я раньше снимал, Reflex2C. Я не снимаю на нее уже лет десять, но она по-прежнему остается в мастерской — как лар, божество домашнего очага. И еще сузафон (огромный духовой музыкальный инструмент. — TANR) на стуле. Их постоянно передвигают в разные части мастерской, но очень редко убирают в шкаф.

В какие музеи или галереи вы ходите чаще всего?

У нас с женой есть квартира в Лондоне, на Грейт-Расселл-стрит, прямо через дорогу от Британского музея, так что это (правда, скорее, до пандемии коронавируса) такое место, про которое мы говорим: «У нас есть полчаса. Давай зайдем посмотреть такой-то угол, или такой-то зал, или такой-то экспонат». Или: «Давай отведем внука еще раз посмотреть мумии кошек». В некотором смысле это наш базовый музей. В Нью-Йорке это был бы Метрополитен-музей. Сколько бы вы туда ни ходили, там всегда найдется что-нибудь новое: в картинах Мане, во всех экспонатах… Иногда бывает так, что у меня месяцами нет настроения идти в музей, а иногда я хожу очень часто.

Какой культурный опыт изменил ваше видение мира?

Когда мне было примерно 16 лет, я посмотрел в маленьком кинотеатре в Лондоне документальный фильм о Микисе Теодоракисе (греческий композитор и политик, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» 1983 года. — TANR), и для меня это было одним из самых потрясающих переживаний. Я был в самом подходящем возрасте для того, чтобы политика вошла в мое сознание. Это такой момент, который либо подтверждает что-то в тебе самом, либо открывает путь чему-то новому. А когда я увидел «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, я сказал себе: «Такое кино тоже возможно». Эти способы оживления нарратива очень отличались от того, что я видел прежде.

Уильям Кентридж. «Коллеони». 2021. Шерстяной ковер ручной работы. Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts
Уильям Кентридж. «Коллеони». 2021. Шерстяной ковер ручной работы.
Фото: William Kentridge/Royal Academy of Arts

К каким писателям или поэтам вы возвращаетесь?

Очень часто к Маяковскому — во многом из-за энергии, которой он пронизан, и еще из-за того, что он превратил целый город в свою площадку для игр. А также к другим писателям из так называемой Восточной Европы: Вислава Шимборская, разные польские поэты, Марина Цветаева, из современных авторов Светлана Алексиевич. И конечно же, к таким великим писателям, как Кафка, Гоголь. Людям, для которых абсурд и вывернутая логика были рабочим методом.

Ваш проект «Нос» — одно из самых запоминающихся произведений, что я видел. Его показывали в Тейт Модерн в пространстве Tanks.

Это великая опера (Кентридж в 2010 году поставил оперу «Нос» Дмитрия Шостаковича в «Метрополитен-опера». — TANR), но прежде я познакомился с рассказом. Чехов называл «Нос» Гоголя величайшим рассказом в истории, и мне трудно с ним поспорить. Он одновременно абсурдный, и грустный, и трогательный, и он обнажает властные иерархии и поднимает еще множество тем. И 22-летний Шостакович вбросил в него буквально все — все, чему он научился и что слышал. Я использую и другие истории. Есть замечательный роман 1950-х годов камерунского писателя Фердинанда Ойоно под названием «Слуга», в оригинале Une vie de boy, который мы поставили в Центре средненьких идей (арт-резиденция, которую Кентридж создал в Йоханнесбурге в 2017 году. — TANR) и исполняли в разных других местах. Он не такой абсурдный, как «Нос», но в нем есть та же легкость, одновременно душераздирающая и обнажающая процессы, стоящие в центре колониализма.

Посетители Королевской академии художеств выставке Уильяма Кентриджа. 2022. Фото: David Parry/Royal Academy of Arts, London
Посетители Королевской академии художеств выставке Уильяма Кентриджа. 2022.
Фото: David Parry/Royal Academy of Arts, London

Давайте поговорим о музыке. Нас сейчас здесь окружает Шостакович. Он вас восхищает или просто интересует как культурное явление?

Первым фильмом, на который я наложил звук, была короткометражка под названием «Выставка», и я с самого начала знал, что хочу использовать последний пассаж из концерта Шостаковича для фортепьяно. Такой будоражащий. Это фортепьяно и труба. Мне он очень нравился, я ставил его снова и снова на проигрывателе, только этот пассаж. Так что это первая музыка, которую я использовал в кино. Потом, разумеется, был «Нос», и были другие фрагменты. В отношениях этой музыки с анимацией есть что-то особенное. То же самое есть в «Зимнем пути» Шуберта. Я всегда говорил композитору Филипу Миллеру, с которым постоянно сотрудничаю, что музыка — это такое катящееся колесо, которое толкает анимацию вперед и придает смысл сменяющимся кадрам.

Есть у вас в рабочей жизни какой-то обязательный ритуал?

В мастерской в Йоханнесбурге — у меня две мастерские, одна в саду, где я создаю почти все рисунки, и вторая, побольше, в городе, где проходят репетиции и ведется более масштабная работа над фильмами и скульптурой, — так вот, в мастерской в Йоханнесбурге мы ежедневно устраиваем обед для всех, кто в этот день там работает. Так что в нем принимает участие от 8 до 18 человек. Иногда мы обсуждаем работу, но чаще нет. Для меня это важнейший элемент жизни мастерской.

И наконец, для чего существует искусство?

Для чего существует искусство? Хм. Чтобы облегчить течение времени. Течение часов, как писал Борхес. «Почему вы пишете?» — «Я делаю это, чтобы облегчить течение часов». 

Королевская академия художеств, Лондон
Уильям Кентридж
До 11 декабря

Музей Брод, Лос-Анджелес
Уильям Кентридж. Во славу теней
С 12 ноября до 9 апреля

Национальный художественный музей им. М.К.Чюрлёниса, Каунас
Уильям Кентридж. То, что мы не помним
До 30 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+