18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Ереван: современные ценности на древней земле

Архитектурный комплекс «Каскад» с парком скульптур.  Фото: Cafesjian Center for the Arts
Архитектурный комплекс «Каскад» с парком скульптур.
Фото: Cafesjian Center for the Arts
№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев

Языческие святилища и усыпальницы, урартские крепости, древние христианские храмы и монастыри — в Армении более 4 тыс. только учтенных на сегодня памятников истории и культуры. На Ереван у туристов обычно остается мало времени, между тем в столице есть что посмотреть. Например, музеи — их здесь более десятка. Все они, за исключением разве что Музея Эребуни, расположенного на юго-восточной окраине, где шли раскопки древней урартской столицы, предшественницы Еревана, находятся в центре города.

Начинать надо с площади Республики с пятью обрамляющими ее полукругом монументальными зданиями в классическом стиле с элементами национального зодчества. Она строилась по проекту архитектора Александра Таманяна (1878–1936), выпускника петербургской Академии художеств, затем ее академика и вице-президента, приехавшего в 1923 году на историческую родину строить столицу Советской Армении. Через год у Таманяна был готов генеральный план с расходящимися из композиционного центра, площади Республики, лучами-проспектами. План этот остался ориентиром и для последующего строительства в городе.

Здание Музея истории Армении и Национальной картинной галереи. Фото: Alamy/TASS
Здание Музея истории Армении и Национальной картинной галереи.
Фото: Alamy/TASS

В одном из зданий на площади расположились Музей истории Армении и Национальная картинная галерея. Исторический музей занимает цокольный и еще два этажа музейного комплекса. Собрание его впечатляет — 400 тыс. единиц хранения, от доисторических времен до наших дней; 5 тыс. из них выставлены в четырех разделах: археологии, нумизматики, этнографии и архивных документов. Основу коллекции составили дореволюционные собрания, позже она пополнялась из археологических раскопок на территории Армении и даров. Помимо свидетельств армянской истории, здесь собраны другие древние артефакты — из Египта, Хеттского царства, Ассирии, Ирана, Рима и Византии. Они тоже были обнаружены в ходе раскопок и свидетельствуют об интенсивных связях Армении с этими государствами.

Собрание Картинной галереи, тоже основанной в 1921 году, уже через четыре года, когда ее директором стал приглашенный из Петербурга Рубен Дрампян (1891–1991), возглавлявший на тот момент запасники Русского музея, насчитывало 400 произведений армянских, русских и западноевропейских художников, в основном переданных из Лазаревского института восточных языков в Москве. Через год галерея была открыта для посетителей, а ее коллекция продолжала пополняться. Работы закупались с выставок, из мастерских, их дарили художники, среди которых были Александр Бенуа, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, и коллекционеры-соотечественники со всего мира. Сегодня собрание галереи распределено по трем разделам: армянское искусство, западноевропейское и русское.

Мартирос Сарьян. Занавес Государственного драматического театра Армении. 1923. Фото: Дом-музей Мартироса Сарьяна
Мартирос Сарьян. Занавес Государственного драматического театра Армении. 1923.
Фото: Дом-музей Мартироса Сарьяна

В европейском разделе показываются итальянская, голландская и фламандская школы. Лучше и полнее всего представлены французы: Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грез, Гюбер Робер, Элизабет Виже-Лебрен, глава барбизонцев Теодор Руссо и его коллега Диас де ла Пенья. Есть даже Гюстав Курбе с ранним «Портретом девушки». Но настоящий сюрприз посетителей ждет в русском разделе, собранием которого (более 20 тыс. единиц) мог бы гордиться любой крупный российский музей. Тут все главные имена: от Федора Рокотова до Карла Брюллова, от Ильи Репина до Валентина Серова, от Михаила Врубеля до Кузьмы Петрова-Водкина. Два Шагала приобретены с выставок в 1920-е годы лично Дрампяном. Здесь же ранняя импрессионистическая и две работы примитивистского периода Наталии Гончаровой, абстрактная композиция Василия Кандинского 1911 года, «Бубновый валет» в полном составе. Особенно много раннего, 1910-х годов, Роберта Фалька. В Ереване в 1965 году прошла его первая персональная выставка, с которой музей приобрел более десяти картин, а вдова художника подарила еще три. К слову, даже в годы борьбы с формализмом с экспозиции не было снято ни одной работы.

Армянский раздел Картинной галереи тоже нужно смотреть. И не только потому, что тут много Ивана Айвазовского, но и для того, чтобы увидеть развитие национальной художественной школы со Средневековья и до XIX — начала ХХ века, когда армянские художники и скульп­торы получали профессиональное образование в Москве, Петербурге, Париже и Мюнхене, чтобы затем сплавить местные традиции с новейшими европейскими течениями. Сейчас музей закрыт на ремонт, проводятся временные выставки и идет работа в 12 филиалах в Ереване и по стране.

«Богоматерь с Младенцем». Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Собрание Матенадарана. Фото: Институт древних рукописей
«Богоматерь с Младенцем». Эчмиадзинское евангелие. 989 г. Собрание Матенадарана.
Фото: Институт древних рукописей

Любителям древностей стоит посетить и Матенадаран — Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца, создавшего в 405 году армянскую письменность. Над проспектом, носящим его имя, возвышается строгое здание из серого базальта, где хранится более 20 тыс. древних рукописей, многие — богато иллюстрированы.

От Театра оперы и балета, расположенного в самом оживленном месте города в окружении уютных скверов и кафе, за несколько минут можно дойти до архитектурного комплекса «Каскад», монументального сооружения из пяти террас с водопадами и фонтанами, ведущих к смотровой площадке, откуда открывается панорама города и вид на двуглавый Арарат.

«Каскад», задуманный еще Таманяном, начали строить в 1970-е, затем строительство остановилось из-за нехватки средств и возобновилось в 2002 году на деньги американского бизнесмена и коллекционера Джерарда Гафесчяна, открывшего внутри «Каскада» в 2009 году Центр искусств для показа современного искусства. А террасы и сквер перед «Каскадом» украсили работы звездных скульпторов современности, тоже из коллекции Гафесчяна: Фернандо Ботеро, Жоаны Вашконселуш, Жауме Пленса, Барри Флэнагана, Линна Чедвика.

Здесь же находится Музей русского искусства конца XIX — начала ХХ века — собрание врача, московского профессора Арама Абрамяна (1898–1990), которое он завещал Еревану. Это более 350 произведений живописи и графики — от «Мира искусства» и «Голубой розы» до «Маковца» и ОСТа. Об уровне собранного нам говорит хотя бы то, что вступительную статью к первой публикации коллекции написал Дмитрий Сарабьянов, главный эксперт по этому периоду.


Дом-музей Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян. «Солнечный пейзаж». 1923. Фото: Дом-музей Мартироса Сарьяна
Мартирос Сарьян. «Солнечный пейзаж». 1923.
Фото: Дом-музей Мартироса Сарьяна

Музей открылся еще при жизни Мартироса Сарьяна в двухэтажном особняке по проекту Александра Таманяна, в котором художник жил и работал в 1932–1972 годах. К нему еще к открытию музея в 1967 году была пристроена трехэтажная галерея. В собрании более 300 произведений живописи, графики, рисунков. В основом это работы, которые находились в доме и мастерской, а также дары коллекционеров.


Музей Александра Таманяна

Паматник Александру Таманяну. Фото: Wikimedia Commons
Паматник Александру Таманяну.
Фото: Wikimedia Commons

В музее можно увидеть макеты, чертежи и фотографии всего, что спроектировал Таманян, в том числе в Петербурге и Москве до переезда в Армению. А также обнаружить интересные факты из его биографии: например, что его жена Камилла Эдвардс, с которой он венчался в 1908 году в реконструированной им же Армянской церкви на Невском проспекте, приходилась близкой родственницей Александру Бенуа.


Дом-музей Сергея Параджанова

Дом-музей Сергея Параджанова. Фото: Wikimedia Commons
Дом-музей Сергея Параджанова.
Фото: Wikimedia Commons

Коренной тифлисец, Параджанов в Армении никогда не жил, но все свое наследие завещал Еревану, где в 1991 году открылся его музей. В воссозданных интерьерах его дома выставлено более 250 экспонатов: не менее знаменитые, чем фильмы Параджанова, коллажи, ассамбляжи, куклы, рисунки, предметы повседневного быта, над которыми он тоже колдовал, разрисовывая их или переделывая.


Музей Эребуни

Музей Эребуни. Фото: Wikimedia Commons
Музей Эребуни.
Фото: Wikimedia Commons

Открыт на территории древней урартской крепости Эребуни на юго-востоке города в 1968 году, к 2750-летию основания Еревана. Более 1,5 тыс. экспонатов из раскопок: клинопись, доспехи, оружие, предметы материальной культуры и украшения. После посещения музея можно погулять по древнему Эребуни — сохранились остатки крепостных стен и частично реконструированный царский дворец.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+