18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда

Густав Климт. «Березовый лес». 1903. Фото: Christie's
Густав Климт. «Березовый лес». 1903.
Фото: Christie's

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн

Коллекция соучредителя компании Microsoft Пола Аллена принесла рекордные $1,5 млрд на вечернем аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Вместе с дневным аукционом, который еще впереди, можно ожидать невероятного итога под $2 млрд. Вырученные средства пойдут на благотворительность, как того пожелал скончавшийся в 2018 году Аллен.

Аукцион включал 60 лотов, среди которых шедевры от Боттичелли до Сёра, оцененные предварительно в $1 млрд.

Все лоты были распроданы, итог составил $1,296 млрд, что с процентами аукционного дома дало невероятные $1,5 млрд.

Это рекордная сумма, когда-либо полученная на распродаже одной коллекции, превысившая результат продажи собрания Маклоу на Sotheby’s в ноябре 2021 года (проданные за $676,1 млн картины нью-йоркские миллиардеры Гарри и Линда Маклоу собирали в течение 59 лет брака — а потом решили развестись). В ходе торгов 20 аукционных рекордов художников были побиты, а 5 работ были проданы более чем за $100 млн, что является несомненным событием.

Жорж Сёра. Les Poseuses, Ensemble. 1888. Фото: Christie's
Жорж Сёра. Les Poseuses, Ensemble. 1888.
Фото: Christie's

Исторический аукцион начался с миниатюрной картины Пабло Пикассо «Четыре купальщицы» 1921 года, которая принесла $2,8 млн (все цифры приводятся с процентами аукционного дома) при эстимейте $600–800 тыс. Этот Пикассо размером с каталожную карточку — 10 на 15 см, как и другие работы, выставленные на продажу, имеет безупречное происхождение: он перешел от американского коллекционера-первопроходца Джона Куинна к кинорежиссеру Майку Николсу, а потом присоединился к коллекции Пола Аллена.

Фотография (платиновая печать с черными бархатными оттенками гуммиарабика и бихромата) с видом нью-йоркского небоскреба Флэтайрон, сделанная Эдвардом Стайхеном в 1905 году, установила рекорд для фотографа, когда ушла за $11,8 млн. Потом рекорды посыпались как из рога изобилия. Морской пейзаж пуантилиста Поля Синьяка продан за $39,3 млн (Аллен приобрел его на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1998 года за рекордную на тот момент сумму в $4,4 млн). Легендарная картина пуантилиста Жоржа Сёра Les Poseuses, Ensemble (маленькая версия) 1888 года, изображающая трех обнаженных моделей в мастерской с полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» на заднем плане, самым знаменитым у художника, продана анонимному участнику торгов по телефону за рекордную цену $149,2 млн, что намного больше его неопубликованной оценки, превышавшей $100 млн.

Таитянская сцена Поля Гогена «Материнство II» (1899), на которой мать с обнаженной грудью кормит младенца, продана за $105,7 млн (Аллен приобрел картину на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в ноябре 2004 года за рекордную на тот момент сумму в $39,2 млн).

Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар». 1888–1890. Фото: Christie's
Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар». 1888–1890.
Фото: Christie's

Но главным трофеем вечера можно назвать культовый пейзаж Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» (1888–1890), который взлетел до рекордной цены в $137,7 млн. Аллен купил его у Phillips de Pury & Luxembourg в Нью-Йорке в мае 2001 года за $38,5 млн, то есть за два десятилетия картина подорожала почти в четыре раза.

Пол Аллен любил пейзажи, хотя это слово немного странно относить к работам Клода Моне, Поля Сезанна или Винсента ван Гога. Картина Густава Климта «Березовый лес» 1903 года, изображающая стволы деревьев и листву крупным планом, ушла с молотка за $104,5 млн. Похожая на взбитые сливки поверхность «Сада с кипарисами», написанного ван Гогом в 1888 году в Арле, произвела неотразимое действие на участников торгов — картина продана за $117,1 млн.

Импрессионизм и постимпрессионизм не были единственными увлечениями Аллена, он интересовался и другими эпохами. Вид заполненной людьми венецианской площади Сан-Марко кисти Каналетто достиг $10,4 млн. Флорентийское тондо «Мадонна с Младенцем и ангелами» Сандро Боттичелли XV века, написанное темперой, маслом и золотом на дереве, продано анонимному участнику торгов по телефону за $48,4 млн.

Аллен интересовался и современным искусством. Картина Люсьена Фрейда «Большой интерьер. Вторая мировая война» (1981–1983) принесла рекордные для художника $86,2 млн. «Маленький фальстарт» (1960) Джаспера Джонса ушел за $55,3 млн. Был у коллекционера и Кандинский — полотно «Темно-коричневый» эпохи Баухауса нашло покупателя за $23 млн (при эстимейте $10–15 млн).

Состоявшиеся торги — не единственные сулящие рекорды. На следующей неделе Sotheby’s, Phillips и Christie’s проведут крупные аукционы произведений искусства XX и XXI веков.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+