18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда

Густав Климт. «Березовый лес». 1903. Фото: Christie's
Густав Климт. «Березовый лес». 1903.
Фото: Christie's

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн

Коллекция соучредителя компании Microsoft Пола Аллена принесла рекордные $1,5 млрд на вечернем аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Вместе с дневным аукционом, который еще впереди, можно ожидать невероятного итога под $2 млрд. Вырученные средства пойдут на благотворительность, как того пожелал скончавшийся в 2018 году Аллен.

Аукцион включал 60 лотов, среди которых шедевры от Боттичелли до Сёра, оцененные предварительно в $1 млрд.

Все лоты были распроданы, итог составил $1,296 млрд, что с процентами аукционного дома дало невероятные $1,5 млрд.

Это рекордная сумма, когда-либо полученная на распродаже одной коллекции, превысившая результат продажи собрания Маклоу на Sotheby’s в ноябре 2021 года (проданные за $676,1 млн картины нью-йоркские миллиардеры Гарри и Линда Маклоу собирали в течение 59 лет брака — а потом решили развестись). В ходе торгов 20 аукционных рекордов художников были побиты, а 5 работ были проданы более чем за $100 млн, что является несомненным событием.

Жорж Сёра. Les Poseuses, Ensemble. 1888. Фото: Christie's
Жорж Сёра. Les Poseuses, Ensemble. 1888.
Фото: Christie's

Исторический аукцион начался с миниатюрной картины Пабло Пикассо «Четыре купальщицы» 1921 года, которая принесла $2,8 млн (все цифры приводятся с процентами аукционного дома) при эстимейте $600–800 тыс. Этот Пикассо размером с каталожную карточку — 10 на 15 см, как и другие работы, выставленные на продажу, имеет безупречное происхождение: он перешел от американского коллекционера-первопроходца Джона Куинна к кинорежиссеру Майку Николсу, а потом присоединился к коллекции Пола Аллена.

Фотография (платиновая печать с черными бархатными оттенками гуммиарабика и бихромата) с видом нью-йоркского небоскреба Флэтайрон, сделанная Эдвардом Стайхеном в 1905 году, установила рекорд для фотографа, когда ушла за $11,8 млн. Потом рекорды посыпались как из рога изобилия. Морской пейзаж пуантилиста Поля Синьяка продан за $39,3 млн (Аллен приобрел его на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1998 года за рекордную на тот момент сумму в $4,4 млн). Легендарная картина пуантилиста Жоржа Сёра Les Poseuses, Ensemble (маленькая версия) 1888 года, изображающая трех обнаженных моделей в мастерской с полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» на заднем плане, самым знаменитым у художника, продана анонимному участнику торгов по телефону за рекордную цену $149,2 млн, что намного больше его неопубликованной оценки, превышавшей $100 млн.

Таитянская сцена Поля Гогена «Материнство II» (1899), на которой мать с обнаженной грудью кормит младенца, продана за $105,7 млн (Аллен приобрел картину на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в ноябре 2004 года за рекордную на тот момент сумму в $39,2 млн).

Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар». 1888–1890. Фото: Christie's
Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар». 1888–1890.
Фото: Christie's

Но главным трофеем вечера можно назвать культовый пейзаж Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» (1888–1890), который взлетел до рекордной цены в $137,7 млн. Аллен купил его у Phillips de Pury & Luxembourg в Нью-Йорке в мае 2001 года за $38,5 млн, то есть за два десятилетия картина подорожала почти в четыре раза.

Пол Аллен любил пейзажи, хотя это слово немного странно относить к работам Клода Моне, Поля Сезанна или Винсента ван Гога. Картина Густава Климта «Березовый лес» 1903 года, изображающая стволы деревьев и листву крупным планом, ушла с молотка за $104,5 млн. Похожая на взбитые сливки поверхность «Сада с кипарисами», написанного ван Гогом в 1888 году в Арле, произвела неотразимое действие на участников торгов — картина продана за $117,1 млн.

Импрессионизм и постимпрессионизм не были единственными увлечениями Аллена, он интересовался и другими эпохами. Вид заполненной людьми венецианской площади Сан-Марко кисти Каналетто достиг $10,4 млн. Флорентийское тондо «Мадонна с Младенцем и ангелами» Сандро Боттичелли XV века, написанное темперой, маслом и золотом на дереве, продано анонимному участнику торгов по телефону за $48,4 млн.

Аллен интересовался и современным искусством. Картина Люсьена Фрейда «Большой интерьер. Вторая мировая война» (1981–1983) принесла рекордные для художника $86,2 млн. «Маленький фальстарт» (1960) Джаспера Джонса ушел за $55,3 млн. Был у коллекционера и Кандинский — полотно «Темно-коричневый» эпохи Баухауса нашло покупателя за $23 млн (при эстимейте $10–15 млн).

Состоявшиеся торги — не единственные сулящие рекорды. На следующей неделе Sotheby’s, Phillips и Christie’s проведут крупные аукционы произведений искусства XX и XXI веков.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+