18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность

Культурный центр Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Культурный центр Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве

Галерея на Елоховском расположилась в историческом особняке XVII–XIX веков, объекте культурного наследия федерального значения «Дом П.П. Кувшинникова». Это двухэтажное здание в стиле позднего классицизма современный архитектурный облик обрело в XIX веке, хотя его цокольный уровень с каменными сводами восходит к более раннему периоду. Строго говоря, выставочные залы галереи занимают как раз цоколь, а также новообразованное пространство между двумя особняками — домом Кувшинникова и зданием, известным как Сарептское подворье (принадлежавшее религиозной организации гернгутеров, последователей чешских и немецких гуситов). За архитектурную концепцию Elohovskiy Gallery отвечало бюро Марианны Петренко, по совместительству куратора и идейного вдохновителя проекта. Работы по реставрации и приспособлению здания длились больше трех лет. Пространство между двумя особняками было перекрыто и превращено в стильную входную зону и следующий за ней зал, где представлены произведения современного искусства. Ярко-красная лестница уводит вниз, в цоколь, где разместятся камерные экспозиции букинистики, графики и архивных документов. Внизу также располагается небольшая аудитория для проведения презентаций, лекций и аукционов.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

«Входную зону мы символично разделили цветом на три главы, — рассказывает Марианна Петренко. — Темно-серый олицетворяет прошлое, красный — настоящее, белый — будущее. Например, белая часть плавно переходит в зал современного искусства. Темно-серый цвет уходит в историческую ограду и фасад. А красный перетекает в лестницу, которая символизирует дорогу, приглашающую гостей в историческую подземную часть галереи».

Были скрупулезно восстановлены кирпичные своды, отреставрирован известковый камень внизу. Несомненным успехом можно также назвать восстановление исторической ограды XIX века, которую было решено взять в остекление и превратить в фасад здания. С улицы видна именно стильная витая ограда, изнутри открывается эффектный вид на Елоховский собор.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Основатель и инвестор проекта — предприниматель, меценат и коллекционер Андрей Северилов, у которого на Елоховском уже сложился настоящий культурный кластер: помимо его юридической фирмы, здесь находятся аукционный дом «Книжная полка», издательство «Арт. Собрание», специализирующееся на книгах по истории искусства и букинистике, редакция журнала «Собрание». Удачным дополнением стала галерея, основателями которой вместе с Андреем Севериловым являются Марианна Петренко и директор аукционного дома «Книжная полка» Андрей Яковлев.

Особое внимание планируется уделять старинным книгам, давнему и серьезному увлечению Андрея Северилова и области, на которой специализируется его аукционный дом. В выставочном зале в цокольном этаже будут проходить показы старинной книги из собрания основателя и его соратников, коллекционеров-букинистов. В ближайшее время состоится открытие выставки принадлежащих Северилову антикварных изданий имажинистов. Также совсем скоро обещают анонсировать образовательную программу: лекции и мастер-классы по истории искусства, науке и современным технологиям, встречи с известными художниками и экспертами. Букинистическое направление курирует заведующая отделом истории книжной культуры Государственной публичной исторической библиотеки Людмила Ларионова.

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Согласно пресс-релизу, основная цель, которую ставит перед собой команда культурного центра, — это «выстраивание связей между разными направлениями и медиумами в искусстве». Классическое и инновационное, ретроспективное и перспективное — «все это является полем исследования и репрезентации. Культурный центр, где чувствуется синтез просвещенного XVIII века и функциональность XIX века, станет лабораторией, где теории искусства будут проверяться на практике».

Что касается современного блока выставочной программы, то он был представлен уже к открытию Elohovskiy Gallery, которое состоялось 27 октября. Гости вернисажа могли не только первыми увидеть новое выставочное пространство, а также попробовать алкогольные коктейли от Siberian Express и различные виды икры, но и оценить экспозицию, объединившую скульптуры Андрея Ковальчука и панно из текстиля, дополненные пластиком и неоном, Григория Масленникова. На открытии при поддержке галереи ArtVisioner также был показан документальный фильм о том, как создавался проект Василия Кононова-Гредина «Русская смерть».

Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Интерьер культурного центра Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Андрей Ковальчук продолжает в современной российской скульптуре академическую линию. Он автор памятников Федору Тютчеву в Мюнхене и Александру Пушкину в Астане, московского мемориала в честь жертв чернобыльской трагедии и монумента к 1000-летию Ярославля. На открытии Elohovskiy Gallery были показаны его небольшие по формату произведения (чуть больше стандартного размера кабинетной скульптуры): фигура знаменитой балерины Анны Павловой и серия скульптурных изображений резвящихся лошадей.

Работы Андрея Ковальчука на выставке в Elohovskiy Gallery. Фото: Центр Elohovskiy Gallery
Работы Андрея Ковальчука на выставке в Elohovskiy Gallery.
Фото: Центр Elohovskiy Gallery

Светский художник Григорий Масленников (Gregory Emvy) показал серию работ «Полотна жизни», созданных специально для галереи на Елоховском. Это восемь произведений в смешанной технике. Отталкиваясь от традиций русского художественного текстиля, в частности народных промыслов, в том числе оренбургских платков, Масленников дополняет их современными материалами: пластиком, неоном и другими. Таким образом, совмещая традиции и современность, материалы натуральные и искусственные, художник рассуждает о природе русской идентичности, о том, что является нашим достоянием.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+