На Аляске активно возрождают искусство коренных народов

Т. Дж. Янг. 3D-тотемный столб перед домом Уолтера Соболефф в Джуно.    Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
Т. Дж. Янг. 3D-тотемный столб перед домом Уолтера Соболефф в Джуно.
Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

В столице самого северного американского штата, городе Джуно, воплощаются амбиции яркой, но подзабытой национальной культуры. Во главе движения — активисты и художники народов хайда, тлинкитов и цимшианов

Население городка Джуно, столицы Аляски, составляет лишь одну десятую от численности жителей Анкориджа, крупнейшего города штата. Более того, Джуно полностью отрезан от основной сети дорог Северной Америки. Но сейчас административный центр штата переживает настоящий художественный ренессанс, и все благодаря представителям трех основных коренных народов: хайда, тлинкитов и цимшианов.

Большинство туристов прибывают в Джуно на круизных лайнерах — для них это только остановка перед путешествиями по ледникам или медвежьим заповедникам. А здесь стоит задержаться, ведь главная достопримечательность Джуно, которая только начала приобретать известность, — возможность познакомиться с искусством коренного населения Аляски.

Хотя местным арт-практикам уже несколько тысячелетий, лишь недавние проекты, включая открытие обновленного крыла Северо-Западного побережья в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке в мае 2022 года, смогли повысить узнаваемость искусства этого региона в США.

«Миссионеры десятилетиями уничтожали местное искусство, считая, что коренные народы, туземцы, поклоняются идолам. Теперь, спустя много лет, племена начали трудный путь к возрождению своих арт-практик», — говорит представитель коренных народов Розита Уорл, президент Института наследия Sealaska (SHI), некоммерческой организации, основанной в 1980 году для поддержки культуры хайда, тлинкитов и цимшианов.

Арт-ренессанс в Джуно стал набирать обороты в 2015 году, когда SHI открыл штаб-квартиру и галерею в центре города в особняке Уолтера Соболефф, скончавшегося в 2011 году тлинкитского старейшины, ученого и религиозного лидера. Это здание, само по себе произведение искусства, строительство которого обошлось в $20 млн, напоминает декоративный сундук из гнутого дерева, какие коренные жители долгое время использовали для хранения пищи и погребения. Роспись массивных внешних панелей здания создана художником из народа хайда Робертом Дэвидсоном. А конструкции над главным входом в здание — работа цимшианского художника Дэвида А. Боксли и его сына Дэвида Р. Боксли.

Дэвид А. Боксли, Дэвид Р. Боксли. Фасад здания штаб-квартиры SHI в Джуно.   Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute
Дэвид А. Боксли, Дэвид Р. Боксли. Фасад здания штаб-квартиры SHI в Джуно.
Фото: Brendan Sainsbury/Sealaska Heritage Institute

Летом у SHI открылся арт-кампус — это уже второй этап выполнения громкой миссии по превращению Джуно в «мировую столицу искусства Северо-Западного побережья». В парке есть большая открытая площадка и павильон, которыми могут бесплатно пользоваться начинающие артисты и художники. Кампус был открыт во время биеннале местного искусства и культуры в Джуно — фестиваль вернулся в город после четырехлетнего перерыва.

В 2021 году SHI получил грант в размере $2,9 млн от Фонда Меллона на установку первых 10 тотемных столбов из запланированных 30, которые появятся вдоль набережной в центре Джуно в рамках проекта Kooteeyaa Deiyí («Тропа тотемных столбов»). Первые столбы, резьба для которых создавалась художниками тлинкитами, хайда и цимшианами, будут представлены публике в следующем году, рядом разместят таблички с объяснениями символов и узоров. Они дополнят 3D-тотемный столб хайда Т.-Дж.Янга, который появился перед домом Уолтера Соболефф в июне. Арт-объект является частью монументальной художественной инсталляции «Лица Аляски» — бронзовые маски семи основных коренных народов штата собираются установить в ближайшие два года.

30 тотемных столбов появятся в центре Джуно в рамках проекта «Тропа тотемных столбов». Фото: Stacy Unzicker/Sealaska Heritage Institute
30 тотемных столбов появятся в центре Джуно в рамках проекта «Тропа тотемных столбов».
Фото: Stacy Unzicker/Sealaska Heritage Institute

Деньги на искусство на Аляске в последние пять лет выбивались с трудом. В основном они поступают благодаря грантам Национального фонда искусств (NEA) — за эти годы получено почти $8 млн, но и из других источников. Из потраченных $12,7 млн на новый кампус искусств SHI часть средств дали NEA, Министерство образования США и Служба национальных парков, а также это были пожертвования более 700 частных доноров.

«SHI делает огромную работу, — считает Джон Хаген, куратор отдела искусства и инициатив коренных народов в Музее Анкориджа. — У них ясная цель — стать центром искусства коренных жителей Аляски в штате. Хотя подтягиваются и другие». Среди последних он отмечает Культурный и туристический центр Морриса Томпсона в Фэрбанксе, Музей народа алутик в Кадьяке и музей Анкориджа — все они тоже представляют искусство коренных народов Аляски. «В этих местах всегда были художники, — говорит Хаген. — Теперь появилась реальная возможность показать их талант, развивать национальное искусство и тесно связанную с ним культуру коренных народов».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+