18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи

Капитель с головой богини Хатхор из храма Дандары. Эпоха Птолемеев. Лувр. Фото: Wikimedia Commons
Капитель с головой богини Хатхор из храма Дандары. Эпоха Птолемеев. Лувр.
Фото: Wikimedia Commons
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи

На текущем этапе грандиозного расследования, в ходе которого возникли вопросы к бывшему директору Лувра Жан-Люку Мартинесу и в рамках которого из Метрополитен-музея изъяли экспонатов на сумму более чем $3 млн, в него оказались вовлечены четыре немецких музея, где хранились египетские древности с туманным провенансом.

Парижским судом выдан ордер на арест четырех гамбургских дилеров: Робена Диба (он добровольно сдался властям и находится под стражей), Серопа Симоняна и двух его детей. Судя по всему, Симонян сыграл ключевую роль в продаже ближневосточных и североафриканских древностей Метрополитен-музею и Лувру в Абу-Даби. Родившийся в Каире в 1942 году, он в 31 год защитил докторскую диссертацию по декору саркофагов в Гёттингенском университете, остался жить в Германии, но поддерживал тесные связи с родиной. Считается, что именно он был источником, из которого краденые или незаконно вывезенные с Ближнего Востока древности попадали на европейский рынок. Он разработал оригинальную схему создания древностям идеального провенанса. Важными участниками этой схемы, иногда сами о том не подозревая, были немецкие государственные музеи.

Толчком к разрушению идеальной схемы стала история, когда в 2017 году Метрополитен-музей за €3,5 млн приобрел у парижского арт-дилера Кристофа Куницки позолоченный египетский саркофаг Неджеманха, жреца бога Херишефа. Документы подтверждали, что в 1971 году саркофаг был легально вывезен из Египта, попал в одну европейскую коллекцию, а потом, при посредничестве дилера Робена Диба — в свободную продажу. Впоследствии выяснилось, что таможенные декларации 1970-х были поддельными, а саркофаг примерно в 2011-м откопали «черные археологи». Воспользовавшись хаосом «арабской весны», охватившей Египет вслед за отставкой президента Хосни Мубарака, они переправили находку в Европу. Но предварительно саркофаг сфотографировали, и эти фото, попавшие в 2019 году к нью-йоркским следователям, дали начало расследованию.

Большой сфинкс. Лувр. Фото: Wikimedia Commons
Большой сфинкс. Лувр.
Фото: Wikimedia Commons

В 2019-м Метрополитен вернул саркофаг Египту, арт-дилер Кристоф Куницки и его партнер были осуждены. Но полиция начала изучать все сделки, совершенные этим кругом лиц — ведь речь шла о произведениях искусства на €50 млн. Под подозрением оказалась стела с инициалами фараона Тутанхамона, в 2016-м приобретенная за €8,5 млн в готовившийся к открытию Лувр в Абу-Даби. Покупка была одобрена комиссией под сопредседательством директора Лувра Жана-Люка Мартинеса, хотя, как сейчас выясняется, он получал предупреждающие послания, но не придал им должного значения. В результате в мае нынешнего года Мартинеса (к этому моменту уже экс-директора) и двух экспертов-египтологов вызывали на допрос по подозрению в соучастии в купле-продаже культурных ценностей сомнительного происхождения.

Первого июня, в рамках того же дела, власти Нью-Йорка изъяли из коллекции Метрополитен-музея пять египетских древностей на сумму более $3 млн. Самым ценным экспонатом был женский фаюмский портрет (около 60 года до н.э.), купленный музеем в середине 2010-х за $1,6 млн.

Все эти ценности оказались связаны с именем или собранием арт-дилера Серопа Симоняна. Он утверждает, что основу его обширной коллекции составляют приобретения его покойных братьев, а древнеегипетские артефакты он перевез в Европу еще в 1970-е, когда это можно было сделать легально. Коллекционер настаивает на том, что произведения из его собрания никак не могли быть похищены ни в 2011 году, ни раньше, так еще до этого хранились в нескольких немецких музеях.

The Art Newspaper попыталась найти музейщиков, когда-либо сотрудничавших с Серопом Симоняном. Сенсационную историю рассказала Элени Василика, экс-директор (2000–2005) Музея Рёмера и Пелицеуса в Хильдесхайме, который славится коллекцией искусства Древнего Египта. Заняв свой пост, она обнаружила, что ее предшественник, Арне Эггебрехт, заключил с Симоняном соглашение, по которому музей принимал на хранение часть его коллекции, использовал ее для выставок и время от времени что-то из нее покупал. Одна выставка на Тайване была на 30% укомплектована вещами Симоняна, причем без соответствующей пометки. Таким образом предметы получали музейный провенанс.

Фигурка Анубиса. VII–IV века до н.э. Лувр. Фото:  Musée du Louvre
Фигурка Анубиса. VII–IV века до н.э. Лувр.
Фото: Musée du Louvre

Сероп Симонян также утверждает, что часть артефактов перешла к нему из коллекции Хашабы, частично задокументированной в каталоге 1931 года. Как утверждает египтолог, многолетний директор (1989–2009) Египетского музея и собрания папирусов в Берлине Дитрих Вильдунг, «распространенный способ скрыть предметы неясного происхождения — сказать, что они из коллекции Хашабы».

На рубеже 2012–2013 годов Музей Райсс — Энгельхорн в Мангейме несколько месяцев проверял коллекцию Симоняна и отказался от долгосрочного сотрудничества с ним, так как коллекционер «не предоставил надежных сведений о провенансе произведений, и были сомнения в подлинности некоторых из них». Лоббировавший альянс с Симоняном музейный археолог Михаэль Хевелер-Мюллер после этого уволился. Однако часть сокровищ Симонян перевез в Египетский музей при Боннском университете, где Хевелер-Мюллер был директором с 2009 по 2011 год. Стела Тутанхамона и погребальный набор принцессы Хенуттави, проданные позже в Лувр в Абу-Даби, до 2010 года хранились именно там.

У Серопа Симоняна были длительные, тянущиеся еще с 1980-х годов контакты с археологами из Трирского университета. Если бы Гюнтер Гримм, возглавлявший там кафедру археологии, не умер десять лет назад, он бы наверняка стал фигурантом расследования: именно он подписал сертификат подлинности колоссальной головы Клео­патры, проданной в 2018 году Лувру в Абу-Даби за €35 млн. В Трирском университете хранились фрагменты Книги Исхода, купленные Метрополитен-музеем и конфискованные окружным прокурором Нью-Йорка 1 июня этого года. Печально известный папирус Артемидора, в 2004-м приобретенный Фондом искусства Compagnia di San Paolo за €2,75 млн, выставленный в палаццо Бричеразио в Турине и вызвавший жаркие споры вокруг его подлинности, также хранился в Трире.

В Гамбурге государственный обвинитель еще не готов предъявлять обвинения сотрудникам музеев и университетов. Но французские и американские следователи все настойчивее задают вопрос, насколько искренними и бескорыстными были их заблуждения. Расследование продолжается.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+