Археологические памятники хотя и горят, но не исчезают бесследно

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря идет работа с уникальными экспонатами — превратившимися в уголь скульптурами оленей из древнего могильника (так называемого огненного погребения) в Хакасии

Сплошные куски угля — вот что по сути представляют собой скульптуры двух северных оленей, которые прибыли во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря из Хакасского национального краеведческого музея в Абакане. Эти объекты были найдены в 1950 году во время археологических раскопок Сырского чаа-таса, группы могильников в Хакасии, на границе степи и горной тайги. Тогда археологи вскрыли сильно обожженную бревенчатую погребальную камеру, заполненную пережженными останками тел и богатым инвентарем, которые были определены как коллективное погребение знатных представителей таштыкской эпохи (I век до н.э. — IV век н.э.).

Останки людей в соответствии с обычаями кремировали дважды: сначала после смерти, а потом пережженные кости кучками складывали в могильник. Мертвых сопровождали разнообразные предметы: глиняная и деревянная утварь, ткани и кожи, модели оружия, скульптуры животных, украшения. Когда могильник наполнялся, его засыпали землей и поджигали. В результате горения при недостатке кислорода некоторые предметы обугливались, сохраняя форму. Так сохранились и скульптуры двух северных оленей из дерева — быка (самца) и важенки (самки).

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

«Ни с чем подобным мы прежде не сталкивались. Мы работали с обгоревшими произведениями, например царскими вратами XVI века, но там был сгоревший слой только сверху. А тут уже не дерево — это углерод с большим количеством кальция — от костей, которые горели рядом. Он хрупкий и ломается поперек волокон», — говорит Роман Студенников, заведующий мастерской реставрации мебели.

Скульптуры имеют размер примерно 45 на 65 см, у них вставные, на шипах, ноги. Хвосты и уши, вероятно, были кожаные, на их месте остались только углубления. Фигуры очень точно передают особенности строения тела северного оленя: у них висящий подгрудок, понурая голова и мягкая округлая морда. Несмотря на полное обугливание, отлично видны вырезанная на морде узда и красная краска, которой были покрыты скульптуры. У оленя на голове имеются отверстия под рога, у важенки голова безрогая, что не только подтверждает ее пол (в целом очертания ее тела заметно изящнее), но и говорит о том, что это редкая разновидность саянского оленя, самого южного по месту обитания (эти олени исчезли к началу ХХ века), более мощного, чем его северные собратья, так что на них можно было ездить верхом.

Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря. Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
Скульптура из огненного погребения в процессе реставрации специалистами Центра имени Грабаря.
Фото: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

Эти скульптуры — одни из ценнейших экспонатов в собрании музея (который носит имя Леонида Кызласова, архео­лога и историка, посвятившего Сырскому чаа-тасу свои научные работы). Сразу после обнаружения скульптуры укрепили. На поверхности видны следы первой консервации, обмазки густым составом, образовавшим корку. Сейчас его блеск нужно удалить. На обеих фигурах замазаны трещины и выпады — тонированным гипсом или перетертым углем и клеем. В целом все предыдущие реставрации выполнены качественно, однако сейчас тело важенки распалось по старому шву на две части (две ее ноги доделаны годы назад), а одна из ног оленя имеет утраты.

«Наша цель — консервация, сохранение предмета. Конечно, утраты можно доделать, но нужно ли? — говорит Роман Студенников, на столе которого лежат куски березового угля для мангалов — в качестве образцов для изучения. — Этот вопрос будем решать, когда укрепим конструкцию скульптур. Кое-где получается хорошо, а где-то клей уходит вглубь, уголь буквально всасывает его. Фрагменты приходится пропитывать клеем постепенно, каждый раз просушивая как минимум сутки».

Сгоревшую древесину уже изучила дендролог, определившая ее как кедровую. Структура дерева сохранилась настолько хорошо, что возможно даже сделать дендрохронологический анализ — по годовым кольцам узнать, когда и где выросли эти кедры. Музей в Хакасии планирует к декабрю получить скульптуры обратно, чтобы показать их на большой археологической выставке. 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+