18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Благословение фараонов: «Египтомания» в Эрмитаже

Лист из сборника «Описание Египта». Изображение слепых арфистов из гробницы Рамсеса III. 1812 – 1827. Фото: Государственный Эрмитаж
Лист из сборника «Описание Египта». Изображение слепых арфистов из гробницы Рамсеса III. 1812 – 1827.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Почему увлечение Древним Египтом не отпускает Европу и Россию уже более двух веков, рассказывает выставка «Египтомания» в Государственном Эрмитаже, где собрано 650 произведений. Она приурочена к 200-летию дешифровки Шампольоном египетских иероглифов

Более 650 произведений всех видов визуального искусства из двух десятков российских музеев и частных собраний показывают, что в словосочетании «египтомания» нет никакого преувеличения. Истоки этого явления спрятаны в любопытстве древних греков и римлян, любовавшихся сфинксами, пирамидами и обелисками с загадочными иероглифами — символами древней мудрости. Храм Исиды в Риме известен с I века до н.э. Примерно в те же годы случился бурный роман египетской царицы Клеопатры с римским полководцем Марком Антонием. Эта история спустя полтора тысячелетия вдохновила Шекспира (или группу английских аристократов, использовавших это имя) на создание пьесы, а в ХХ веке — Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона для съемок в кино.

Шарль Пьеррон. Карнакский дворец в Фивах. Около 1850 года. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Шарль Пьеррон. Карнакский дворец в Фивах. Около 1850 года. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

В II веке н.э. Египет навестил император Адриан — его римскую виллу украсили обелиски, привезенные оттуда. В эпоху Возрождения виллу Адриана раскопали, прочитали труды античных авторов, задумались о расшифровке египетских иероглифов. Наполеновский поход в Египет принес европейцам Розеттский камень, до открытия Шампольона оставалась пара десятилетий.

Россия приняла египтоманию вместе со всеми остальными. Павел I в конце XVIII века привез египтоманские вещи из европейского путешествия. Граф Александр Строганов поручил архитектору Андрею Воронихину спроектировать в египетском стиле интерьер Физического кабинета в своем дворце на Невском проспекте. В Большом дворце в Павловске тот же архитектор создал Египетский вестибюль, украсив его статуями Исиды и Осириса. Помещение действует и поныне в первоначальном назначении. Вершина египтомании в России — установка сфинксов перед зданием Академии художеств на Университетской набережной в Петербурге.

Ваза в египетском стиле по эскизу А.Воронихина. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза в египетском стиле по эскизу А.Воронихина.
Фото: Государственный Эрмитаж

Но дело на этом не закончилось. В начале ХХ века фасад доходного дома Ларисы Нежинской на Захарьевской улице, 23 украсили фигуры фараонов. Илья Репин в своей усадьбе «Пенаты» построил деревянную беседку «Храм Осириса и Изиды» (недавно началась ее реставрация). Фотографы Эрмитажа объездили египтоманские места Петербурга и показывают на выставке отчет о проделанной работе.

«Египтомания» включает и живописный шедевр Якоба Йорданса «Пир Клеопатры», который демонстрирует вполне возможное растворение жемчужины в уксусной кислоте с последующим крайне маловероятным выпиванием царицей получившегося раствора. Но Йордансу было важно показать расточительность правительницы.

Дивное блюдо с лиможскими эмалями XVI века называется «Переход через Красное море». Историки много веков спорят о том, по какому именно маршруту Моисей выводил евреев из Египта. Автор эмали, выступавший под монограммой IC, использовал некоторые мотивы произведений Рафаэля.

Мастер IC. Блюдо «Переход через Красное море». Лимож, Франция. Вторая половина XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Мастер IC. Блюдо «Переход через Красное море». Лимож, Франция. Вторая половина XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

По словам Андрея Николаева, куратора выставки, из интерьерных вещей, созданных в России, важными являются вазы из цветных камней, украшенные «египтянами», они созданы по эскизам Андрея Воронихина. Интересны диван на сфинксах из музея-усадьбы Гавриила Державина, большие вазы в египетском стиле из Музея ИФЗ, эскизы костюмов и декораций Леона Бакста к балету «Клеопатра» из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В начале ХХ века художественные мастерские «Гельдвейн — Ваулин», располагавшиеся в селе Кикерино Петербургской губернии, наладили производство керамических «египтянок».

Хитом выставки стал Египетский сервиз, который поделен между Музеем-усадьбой «Кусково» и Эрмитажем. Наполеон подарил сервиз Александру I во время Эрфуртского конгресса 1808 года. Он был изготовлен на Севрской фарфоровой мануфактуре. Сервизом никогда не пользовались, а после войны 1812 года подарок упрятали в Оружейную палату, откуда уже в советское время он попал в Музей керамики в Кускове. В 1929 году 13 предметов из сервиза передали Эрмитажу. Теперь отдельные части сервиза временно воссоединились на почве «Египтомании».

Мороженица из Египетского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806 год. Фото: Государственный Эрмитаж
Мороженица из Египетского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806 год.
Фото: Государственный Эрмитаж

Существует ли египтомания сейчас? На этот вопрос Андрей Николаев ответил так: «Наберите в поисковике „интерьер в египетском стиле“». Набрал. Получил 200 тыс. ссылок.  

Государственный Эрмитаж
«Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном Франсуа Шампольоном»
28 октября 2022 – 9 апреля 2023

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+