18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Благословение фараонов: «Египтомания» в Эрмитаже

Лист из сборника «Описание Египта». Изображение слепых арфистов из гробницы Рамсеса III. 1812 – 1827. Фото: Государственный Эрмитаж
Лист из сборника «Описание Египта». Изображение слепых арфистов из гробницы Рамсеса III. 1812 – 1827.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Почему увлечение Древним Египтом не отпускает Европу и Россию уже более двух веков, рассказывает выставка «Египтомания» в Государственном Эрмитаже, где собрано 650 произведений. Она приурочена к 200-летию дешифровки Шампольоном египетских иероглифов

Более 650 произведений всех видов визуального искусства из двух десятков российских музеев и частных собраний показывают, что в словосочетании «египтомания» нет никакого преувеличения. Истоки этого явления спрятаны в любопытстве древних греков и римлян, любовавшихся сфинксами, пирамидами и обелисками с загадочными иероглифами — символами древней мудрости. Храм Исиды в Риме известен с I века до н.э. Примерно в те же годы случился бурный роман египетской царицы Клеопатры с римским полководцем Марком Антонием. Эта история спустя полтора тысячелетия вдохновила Шекспира (или группу английских аристократов, использовавших это имя) на создание пьесы, а в ХХ веке — Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона для съемок в кино.

Шарль Пьеррон. Карнакский дворец в Фивах. Около 1850 года. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Шарль Пьеррон. Карнакский дворец в Фивах. Около 1850 года. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

В II веке н.э. Египет навестил император Адриан — его римскую виллу украсили обелиски, привезенные оттуда. В эпоху Возрождения виллу Адриана раскопали, прочитали труды античных авторов, задумались о расшифровке египетских иероглифов. Наполеновский поход в Египет принес европейцам Розеттский камень, до открытия Шампольона оставалась пара десятилетий.

Россия приняла египтоманию вместе со всеми остальными. Павел I в конце XVIII века привез египтоманские вещи из европейского путешествия. Граф Александр Строганов поручил архитектору Андрею Воронихину спроектировать в египетском стиле интерьер Физического кабинета в своем дворце на Невском проспекте. В Большом дворце в Павловске тот же архитектор создал Египетский вестибюль, украсив его статуями Исиды и Осириса. Помещение действует и поныне в первоначальном назначении. Вершина египтомании в России — установка сфинксов перед зданием Академии художеств на Университетской набережной в Петербурге.

Ваза в египетском стиле по эскизу А.Воронихина. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза в египетском стиле по эскизу А.Воронихина.
Фото: Государственный Эрмитаж

Но дело на этом не закончилось. В начале ХХ века фасад доходного дома Ларисы Нежинской на Захарьевской улице, 23 украсили фигуры фараонов. Илья Репин в своей усадьбе «Пенаты» построил деревянную беседку «Храм Осириса и Изиды» (недавно началась ее реставрация). Фотографы Эрмитажа объездили египтоманские места Петербурга и показывают на выставке отчет о проделанной работе.

«Египтомания» включает и живописный шедевр Якоба Йорданса «Пир Клеопатры», который демонстрирует вполне возможное растворение жемчужины в уксусной кислоте с последующим крайне маловероятным выпиванием царицей получившегося раствора. Но Йордансу было важно показать расточительность правительницы.

Дивное блюдо с лиможскими эмалями XVI века называется «Переход через Красное море». Историки много веков спорят о том, по какому именно маршруту Моисей выводил евреев из Египта. Автор эмали, выступавший под монограммой IC, использовал некоторые мотивы произведений Рафаэля.

Мастер IC. Блюдо «Переход через Красное море». Лимож, Франция. Вторая половина XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Мастер IC. Блюдо «Переход через Красное море». Лимож, Франция. Вторая половина XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

По словам Андрея Николаева, куратора выставки, из интерьерных вещей, созданных в России, важными являются вазы из цветных камней, украшенные «египтянами», они созданы по эскизам Андрея Воронихина. Интересны диван на сфинксах из музея-усадьбы Гавриила Державина, большие вазы в египетском стиле из Музея ИФЗ, эскизы костюмов и декораций Леона Бакста к балету «Клеопатра» из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В начале ХХ века художественные мастерские «Гельдвейн — Ваулин», располагавшиеся в селе Кикерино Петербургской губернии, наладили производство керамических «египтянок».

Хитом выставки стал Египетский сервиз, который поделен между Музеем-усадьбой «Кусково» и Эрмитажем. Наполеон подарил сервиз Александру I во время Эрфуртского конгресса 1808 года. Он был изготовлен на Севрской фарфоровой мануфактуре. Сервизом никогда не пользовались, а после войны 1812 года подарок упрятали в Оружейную палату, откуда уже в советское время он попал в Музей керамики в Кускове. В 1929 году 13 предметов из сервиза передали Эрмитажу. Теперь отдельные части сервиза временно воссоединились на почве «Египтомании».

Мороженица из Египетского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806 год. Фото: Государственный Эрмитаж
Мороженица из Египетского сервиза. Севрская фарфоровая мануфактура. Автор эскиза: Доминик Виван-Денон. 1806 год.
Фото: Государственный Эрмитаж

Существует ли египтомания сейчас? На этот вопрос Андрей Николаев ответил так: «Наберите в поисковике „интерьер в египетском стиле“». Набрал. Получил 200 тыс. ссылок.  

Государственный Эрмитаж
«Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном Франсуа Шампольоном»
28 октября 2022 – 9 апреля 2023

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+