Как закалялся шрифт и гламуризировалась типографика

Новый труд — продолжение бестселлера  «Книга про буквы от Аа до Яя». Фото: Манн, Иванов и Фарбер
Новый труд — продолжение бестселлера «Книга про буквы от Аа до Яя».
Фото: Манн, Иванов и Фарбер
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Новая книга Юрия Гордона, одного из главных шрифтовиков постсоветского времени, — яркое издание, наполненное секретами профессии и воспоминаниями о блестящей эпохе журнального глянца и бурных рекламных кампаний

Творчество Юрия Гордона — как воздух: оно незримо окружает каждого россиянина, знающего алфавит, последние десятилетия. Созданные им и его компанией Letterhead кириллические шрифты — в книгах, на сайтах, на афишах всего чего угодно, в логотипах брендов, магазинов, ресторанов (от «Граблей» до «Жан-Жака»). Многие годы их используют Студия Артемия Лебедева и ведущий российский глянец. Первое литературное сочинение Гордона, «Книга про буквы от Аа до Яя», вышедшее в 2006 году, представляло собой удивительный альбом-расследование про то, как формировался современный русский алфавит (именно русский, а не просто глобальная кириллица), и про то, как он функционирует, будучи потребляемым нашим взглядом и мозгом.

Гордон Ю. Книга про мои буквы. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2022. 264 с.: ил.
Гордон Ю. Книга про мои буквы. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2022. 264 с.: ил.

Новый труд — продолжение того бестселлера, однако в заглавие подчеркнуто вынесено притяжательное местоимение: «Книга про мои буквы». И это действительно важнейшая характеристика сочинения. Книга рассказывает именно про буквы, шрифты, созданные Гордоном лично, его творческие поиски, удачи, призы, осознание ошибок спустя много лет, общение с заказчиками, переосмысление наследия советских классиков, юношеские работы сына Иллариона и прочий персональный опыт, весьма эмоциональный.

Но, поскольку Гордон занимается созданием шрифтов для российского бизнеса с 1994 года и за прошедшие без малого 30 лет поработал практически со всеми, кто когда-либо бывал на виду, эта книга одновременно оказывается будто книгой из серии «Повседневная жизнь…», на этот раз про творческого человека 1990–2020-х годов. Перед нами мелькают загадочные фигуры заказчиков из фирм-однодневок последнего десятилетия ХХ века, фонтанировавшие идеями молодые главреды начала 2000‑х, адаптировавшие для русского языка культовые западные издания типа Rolling Stone или Esquire, и многие другие персонажи из недавних времен.

Получился роман-авто­био­графия, разверну­тое резюме на 250 страниц. Создать его было очевидно сложно по техническим причинам, и это становится еще одним ракурсом, придающим глубину книге как свидетельству об эпохе, ускользающей от нас прямо на глазах. Многие работы, сделанные студией Letterhead в 1990–2010-е годы, не сохранились ни на компьютерах, ни в Сети, ни в печатном виде, и для нынешнего издания некоторые знаковые произведения Гордон восстанавливал по памяти. Рассказывает он и о том, как менялись, улучшались компьютерные программы. Но в первую очередь, конечно, интересно, как прогрессировал сам художник — удивительный пример производственного романа-взросления.

Авторская иллюстрация Юрия Гордона к разделу под названием «Дурацкие шрифты». Фото: Манн, Иванов и Фарбер
Авторская иллюстрация Юрия Гордона к разделу под названием «Дурацкие шрифты».
Фото: Манн, Иванов и Фарбер

Тем не менее, поскольку автор все-таки в первую очередь художник, иллюстрации — буквы самых разных видов — занимают в книге гораздо большую площадь, чем непосредственно текст повествования. Однако буквы и сами становятся рассказчиком, удивительным образом превращаясь в одушевленных персонажей. Это происходит, потому что Гордон действительно живет своими буквами и одушевляет их. Цитата: «Кириллицу я решил сделать геометрической, беззасечной и революционной, а латиницу — серфистой, растленной и буржуазной».

Читателю, который не имеет непосредственного отношения к дизайну, книга вначале может показаться сложноватой из-за избытка специальной терминологии и особенного, специфического образа мышления автора, но через некоторое время эта профессиональная деформация начинает прямо-таки зачаровывать. Те же, кто разделяет с Гордоном страсть к шрифтам, увидят здесь крайне любопытное профессиональное издание от одного из создателей современной русской буквы, посвященное тайнам ремесла.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+