18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Символист из Саратова: Музей русского импрессионизма вновь открывает Александра Савинова

Александр Савинов. «Женщина с филином». 1907. Фрагмент. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Фото: Музей русского импрессионизма
Александр Савинов. «Женщина с филином». 1907. Фрагмент. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.
Фото: Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма показывает выставку Александра Савинова (1881–1942), уроженца Саратова, входившего в круг художников-символистов — Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Петра Уткина

Герой новой выставки в Музее русского импрессионизма не слишком известен широкой публике, хотя полузабытым художником его тоже не назовешь. Живопись Александра Савинова (1881–1942) ценят знатоки, его работы время от времени участвуют в музейных проектах (скажем, в недавних «Ликах модерна» в Третьяковке). А еще это имя нередко упоминается в литературе, посвященной «Голубой розе». Нет, Савинов не состоял в знаменитом объединении, но был соучеником Павла Кузнецова, Александра Матвеева, Петра Уткина по Боголюбовскому училищу в Саратове — и во многом их единомышленником. Он тоже увлекался в юности символизмом, боготворил Михаила Врубеля и испытывал влияние Виктора Борисова-Мусатова. Потому и причислен к саратовской школе, хотя как профессионал сформировался все же позднее — в Петербурге, в Академии художеств, а затем в Европе.

Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи».
Фото: Музей русского импрессионизма

Наследие Александра Савинова не так уж велико по объему. Часть его сгинула в блокадном Ленинграде после смерти художника, но даже и в целом оно было отнюдь не гигантским. Случались периоды, когда Савинов почти не занимался станковой живописью. Например, в середине 1910-х, при длительной работе над оформлением церкви, построенной Алексеем Щусевым по заказу промышленника Павла Харитоненко в Натальевке, его харьковском поместье. Еще более протяженным оказался перерыв, связанный с преподаванием в 1920–1930-е годы в реформированной Академии художеств, где Савинов одно время занимал должность проректора. Оттуда его изгнали в 1937-м за приобщение студентов к «политически вредному формализму». И он вернулся к собственной живописи — правда, этот отрезок его биографии оказался недолгим.

«Мы столкнулись с тем, что многие произведения Савинова находятся сейчас не в лучшем состоянии, — рассказала куратор выставки Анастасия Винокурова. — Возможно, художник допускал некоторые технологические нарушения в процессе работы. Состояние сохранности ряда вещей создало нам ограничения при отборе экспонатов». Частичным решением проблемы стало издание каталога, куда включены и те работы, которые их владельцы не рискнули отпустить на «гастроли». Тем не менее выставка получилась максимально представительной: произведения для нее предоставили 18 российских музеев, а также галеристы и частные собиратели из Москвы и Петербурга.

Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид экспозиции «Александр Савинов. Миражи». Справа: картина «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице».
Фото: Музей русского импрессионизма

Тон экспозиции, по словам Анастасии Винокуровой, задает панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» (1909–1911), написанное Савиновым в Италии. Но немало здесь и ранних саратовских, и петербургско-ленинградских работ, включая полотна «В парке культуры» и «Детская площадка» рубежа 1930–1940-х. В конце жизни художник честно пытался хоть как-то соответствовать соцреалистическим установкам, но все равно получалось «формалистическое эстетство».

В компанию к Савинову устроители выставки подобрали таких же эстетов — и земляков при этом. Спецпроект, размещенный на третьем этаже музея, представляет собой обзор творчества Виктора Борисова-Мусатова, Алексея Карёва, Кузьмы Петрова-Водкина и упомянутых выше «голуборозовцев». «Мы хотели показать Савинова именно в этом кругу, — объясняет Анастасия Винокурова. — Интересно, что у самого Александра Ивановича, когда он снова, уже после революции, некоторое время жил в родном городе, появилась идея сделать выставку художников саратовской школы. Он думал тогда об этой школе, главой которой считал Борисова-Мусатова». Теперь уже тут, на выставке в Москве, они все и встретились.  

Музей русского импрессионизма
«Александр Савинов. Миражи»
Спецпроект «Миражи. Саратовская школа»
До 22 января 2023

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+