18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как Петр Великий растил нового человека и строил великое государство

Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Неизвестный художник. Эскиз мужских костюмов. 1860-1869.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка-инсталляция в Новом Манеже на основе архивных документов, печатных изданий, живописи, графики, костюма и предметов быта рассказывает о становлении нового человека и нового государства в России рубежа XVII–XVIII веков

В Новом Манеже в Георгиевском переулке открыта выставка-инсталляция «Новый человек», приуроченная к 350-летию со дня рождения Петра Великого. В экспозицию вошло более 180 экспонатов из крупнейших российских музеев и частных собраний, которые рассказывают о революционности и всеохватности реформ Петра I.

Например, это «Азбука гражданская с нравоучениями», документ 1710 года, в котором царь собственноручно вычеркнул старые знаки печатного полуустава, из-за архаичности затруднявшие набор текста типографским способом и его восприятие читающим. Также собственноручно Петр I работал над Табелью о рангах (1722), которая устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов и их соотношение. Табель стала своеобразным итогом административных преобразований первого российского императора, регламентирующим порядок прохождения государственной службы.

Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже. Фото: РОСИЗО
Фрагмент выставки-инсталляции «Новый человек» в Новом Манеже.
Фото: РОСИЗО

На выставке можно увидеть первую русскую газету «Ведомости» (1717), указ о праздновании Нового года 1 января (1699) и сделанный рукой Петра рисунок трехполосного флага (1699) из собрания Российского государственного архива древних актов. Каждый из этих экспонатов отмечает решительное изменение в какой-либо из областей жизни русского государства и русского человека на рубеже XVII–XVIII веков. Также невозможно представить без преобразований Петра I русскую литературу, театр, науку и многое другое. Проследить, как менялась архитектура города и общественных пространств, позволяет графика из Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Живопись дает представление о том, как стремительно менялся образ человека — и с точки зрения костюма, и с точки зрения презентации себя миру. Отдельные разделы выставки рассказывают о новом быте, моде, светской культуре, роли женщины в обществе, а также о вкладе царя-реформатора в науку и образование.

Новый Манеж
«Новый человек»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+