18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Региональные филиалы Третьяковки начнут открываться с весны 2023 года

Во Владивостоке Третьяковка поселится в одном здании с Эрмитажем и Музеем Востока. Фото: Ирина Овчинникова/Фотобанк Лори
Во Владивостоке Третьяковка поселится в одном здании с Эрмитажем и Музеем Востока.
Фото: Ирина Овчинникова/Фотобанк Лори
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Подготовка к открытию филиалов Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, Калининграде и Самаре идет полным ходом. Первым весной заработает филиал в здании бывшей фабрики-кухни архитектора Екатерины Максимовой

Весна 2023 года и затем весна 2024 года — такие даты открытия региональных филиалов Государственной Третьяковской галереи были названы ее генеральным директором Зельфирой Трегуловой. На недавней пресс-конференции она рассказала о планах музея, которые тесным образом связаны с появлением его филиалов сразу в трех регионах страны: во Владивостоке, Калининграде и Самаре. В случае с двумя первыми речь идет о возведении музейных зданий с нуля и в составе больших культурных кластеров, где также разместятся филиалы других крупных музеев и театров. В Самаре же Третьяковке выделили конструктивистское здание фабрики-кухни (в плане в виде серпа и молота) архитектора Екатерины Максимовой. Презентация отреставрированного памятника конструктивизма прошла с размахом еще в 2021 году, после чего продолжились работы по созданию необходимой инфраструктуры.

Фабрика-кухня. Филиал Третьяковской галереи в Самаре. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фабрика-кухня. Филиал Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Все это время Третьяковская галерея активно проводит в городе образовательные программы, а в здании фабрики-кухни с успехом прошли специальные мероприятия к «Ночи музеев». «Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы все-таки к декабрю 2022 года закончить все работы по реставрации и реконструкции и затем за пять месяцев провести приспособление этих пространств для музейных нужд», — сообщила Трегулова.

Выставочные пространства расположены на втором этаже «серпа» и займут около 2 тыс. кв. м. На первом этаже планируется открыть музей фабрики-кухни, который посвятят социальному феномену фабрик-кухонь и конструктивизму как стилю социальной утопии. А первым временным выставочным проектом в самарском филиале станет большая выставка «На вкус и цвет: образ еды в русском искусстве», которую планируется открыть в мае 2023 года.

Фабрика-кухня. Филиал Третьяковской галереи в Самаре. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фабрика-кухня. Филиал Третьяковской галереи в Самаре.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Филиал в Калининграде возводится по проекту, разработанному архитектором Юрием Григоряном и его бюро «Меганом», и, как говорит Трегулова, он будет «музеем мечты» — самым большим и современным музейным зданием в регионах. По оценкам, сейчас работы завершены на 50–60%. «Мы планируем закончить строительство в декабре 2023 года и открыться в мае-июне 2024 года. А пока очень серьезно работаем с Балтийским федеральным университетом имени Канта по подготовке специалистов. Мы очень надеемся, что вкладываемся в тех, с кем потом будем работать в этом комплексе», — рассказала директор Третьяковской галереи.

Филиал во Владивостоке станет частью музейного комплекса, где также разместятся филиалы Государственного Эрмитажа и Музея Востока. Проект был подготовлен норвежским архитектурным бюро Snøhetta, известным по работе над зданием Оперного театра в Осло. Зельфира Трегулова сообщила, что при проектировании филиала российского музея норвежцы также предложили сделать эксплуатируемую кровлю, на которую можно будет подняться с уровня земли. Как и филиал в Калининграде, музей во Владивостоке должен заработать в 2024 году. До этого, уже в конце текущего года, в городе откроется общественное пространство филиала Третьяковки. Как рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар, парт­нер музея — транспортная компания Fesco — предоставила помещение площадью 118 кв. м. «Это будет место, где мы сможем собирать наших будущих посетителей, наших магистрантов, наших коллег-музейщиков и продолжать вместе с ними разрабатывать уже концепцию и выставок, и залов, и программ в филиале», — пояснила она. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+