18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Животное, растительное, минеральное: трофеи из природы

Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность. Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Старинные гербарии имеют и историческую, и научную, и эстетическую ценность.
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Частные естественно-научные коллекции — особый жанр, свойственный не только эпохе Просвещения, но и более поздним. По стечению обстоятельств коллекция семьи Тимм надолго выпала из поля зрения — чтобы наконец подвергнуться тщательному изучению

Книге «Коллекционирование природы» суждено стать частью серии, которая будет посвящена исследованию коллекций, собранных Габриелем Каспером Тиммом (1792–1870) и его сыном Паулем Августом Тиммом (1831–1878) на их металлургическом заводе в Энгельсберге в Центральной Швеции, недавно ставшем объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

В первом издании серии представлена естественно-научная тема, охватывающая растения, насекомых, птиц, яйца и минералы. Эти коллекции, бережно хранящиеся с середины XIX века, но до сих пор почти не изученные, дают уникальную возможность заглянуть в мир прошлого. Исследовательская работа еще не завершена, однако уже сейчас «Коллекционирование природы» способно продемонстрировать научный потенциал, которым эти фонды обладают.

Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке
Clive Aslet, Svante Helmbaek Tirén. Collecting Nature: A History of the Herbarium and Natural Specimens. Stolpe Publishing. 200 с.: 117 ил. £35. На английском языке

После безвременной кончины Пауля Августа Тимма семейные «сокровища» были заперты в крепких деревянных шкафах. Его 12-летний сын, вероятно, был еще слишком мал, чтобы разделить увлечения отца и деда. Коллекции надолго выпали из поля зрения специалистов и вновь стали доступны только в 1960-х. Они до сих пор в отличной сохранности, о чем свидетельствуют детальные фотографии.

Снимки помещены в последнем разделе книги, а перед тем идет рассказ историка архитектуры Сванте Хельмбека Тирена о семье, ее связях и современниках. В первом же разделе Клайв Аслет, приглашенный профессор архитектуры из Кембриджского университета, обрисовывает куда более широкую картину, объясняя эволюцию европейских ботанических коллекций.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Хотя и не сопоставимые по масштабу и значимости с коллекцией, например, британского натуралиста Ганса Слоуна (1660–1753), собрания Тиммов все же обладают уникальным ресурсом для широкого круга исследователей. В частности, эти гербарии, как отмечает Аслет, «содержимое которых и сухо, и мертво, все еще способствуют молодым методам науки».

Однако наибольший интерес, особенно для историков и социологов, представляют даже не сами экспонаты, а их этикетки и материалы, на которые они наклеены, и также связанная с ними документация. Коллекции, пребывающие в неизменном с XIX века состоянии, демонстрируют не только развитие научной мысли, но и рассказывают о социальных связях эпохи.

Один из разворотов книги «Коллекционирование природы». Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022
Один из разворотов книги «Коллекционирование природы».
Фото: © Thames & Hudson Australia & New Zealand 2022

Эстетическая привлекательность старинных естественно-научных образцов уже не раз демонстрировалась в наше время. Например, в альбоме британского фотографа Ника Найта «Флора» (1997), посвященном засушенным цветам из гербариев Музея естествознания в Лондоне. Фотографии, заказанные для «Коллекционирования природы» Лене Гранефельт, бесспорно, отражают суть коллекций из Энгельсберга и вызывают у зрителя ощущение личного присутствия.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+